БЕНЗИНОВЫЙ ПАРАДОКС

285

Хотя мировые цены на нефть за последние три года рухнули более чем в два раза, бензин в России становится всё дороже. По ценам на автомобильное топливо мы уже обогнали США. В первом квартале американский галлон (3,785 литра) стоил в США в среднем 2,57 доллара, а в России — 2,58 доллара, что эквивалентно 145,6 рубля. При этом цены на бензин продолжают расти. При таких темпах мы скоро догоним Евросоюз, где топливо дороже нашего в два раза.

ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ бензин в России стоил дешевле, чем за океаном. И вот, согласно опубликованным данным, литр Аи-95 в США сейчас стоит 0,678 доллара, тогда как в РФ — 0,681 доллара, что не может не вызывать недоумения. В США, импортирующих почти четверть потребляемого в стране топлива, бензин дешевле, чем у второго экспортёра мира. Газета «Правда» опросила экспертов с целью выяснить: почему в России топливо не дешевеет вместе с нефтью?

По их мнению, при падении цен на нефть на мировом рынке российские нефтяные компании частично компенсируют потери за счёт сохранения или даже повышения цен на бензин на внутреннем рынке. Не отстаёт и государство, для которого постоянно повышаемые акцизы на автомобильное топливо — важнейший источник бюджетных поступлений. Таким образом, автомобилисты оказываются под двойным гнётом: бензиновых королей и казны.

«Цены на бензин в России растут быстрее, чем ожидалось потребителями. С начала года средняя стоимость литра бензина выросла на 2,6—2,7%. К слову, за аналогичный период 2016 года цены на бензин росли примерно на 1,2%. Ещё в январе 2017 года литр бензина Аи-95 превысил психологически важную отметку в 40 рублей, сейчас он вплотную подошёл к 42—42,5 рубля. Здесь рост цены явно составляет около 5%. Это та личная топливная инфляция, которая касается каждого. Производители топлива указывают на опережающий рост спроса на него и слишком бурное удорожание бензинов и дизеля на оптовом рынке. При этом предложение топлива на текущий момент ниже, чем наблюдаемый спрос из-за плановых остановок НПЗ на ремонт и обслуживание», — сказала «Правде» Анна Бодрова, старший аналитик компании «Альпари».

По мнению эксперта, исходя из того, что реальные цены на бензин растут и уже сейчас серьёзно обгоняют официальную инфляцию, можно ждать продолжения этого ралли. Потенциал удорожания топлива на ближайшие три месяца — не менее 4%.

«Кроме того, в 2017 году правительство Российской Федерации планирует увеличить акциз на бензин, который составит 1,3 рубля на литр, что также приведёт к повышению цен на автомобильное топливо. Стоит отметить, что рост стоимости бензина оказывает прямое влияние на инфляцию, уровень которой в текущем году, по прогнозу Центрального банка, должен будет составить 6—7%, однако независимые аналитики отмечают, что в действительности она может достигнуть 14—16%», — сказал «Правде» эксперт «АвтоСпецЦентра» Сергей Ворновский.

Почему в США, удовлетворяющих потребность в топливе в значительной мере за счёт импорта, цены на бензин ниже, чем в нефтеносной России? «Цены на бензин по большей части завязаны скорее на внутренней политике государства, нежели основаны на экономических аспектах. Солидную часть стоимости топлива составляют всевозможные акцизы и налоги, например, если в России на них приходится порядка 60% цены, то в США дешёвый бензин и свобода передвижения давно ассоциируются у населения с одной из главных человеческих потребностей, в связи с чем государству гораздо выгоднее иметь дешёвый бензин, чем повышать доходы бюджета», — сказал «Правде» Михаил Мащенко, аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ.

Стоимость литра и дальше будет расти, и поводом для этого, помимо инфляции, может послужить возможная отмена экспортных пошлин, которую с целью увеличения продаж в Европе предлагает минфин. В этом случае отечественным производителям будет гораздо выгоднее отправлять нефть в ЕС, где она стоит на порядок выше, а значит, на внутреннем рынке топлива станет существенно меньше. Для того чтобы восполнить потери от отмены пошлин, планируется увеличить налог на добычу ископаемых, что также крайне негативно должно отразиться на цене бензина, поскольку нефтяные компании переложат расходы на потребителей автомобильного топлива.

«Российская налоговая система устроена таким образом, что её доходная часть очень сильно зависит от нефтяных поступлений. Поэтому если цена на нефть падает, цена на бензин, вопреки прямолинейной логике, растёт: государству приходится восполнять потери бюджета от недополученных нефтяных доходов», — сказал «Правде» экономист Денис Ракша.

Возможно, российским властям стоило бы присмотреться к опыту Малайзии, где бензин для автолюбителей — один из самых дешёвых в мире и где действует довольно гибкая система налогообложения, защищающая потребителей и производителей от сильных колебаний цен. Суть установленного ещё в 1972 году автоматического ценового механизма заключается в повышении бензиновых акцизов в случае падения цен на нефть и введения субсидий для потребителей, когда нефть слишком дорожает. Упрощает ситуацию ещё и то, что нефть и газ в стране находятся под контролем одной государственной компании (Petronas), подотчётной налогоплательщикам.

Михаил Евстигнеев

газета «ПРАВДА» №53 (30550) 23—24 мая 2017 года