НАО В ЗОНЕ ТУРБУЛЕНТНОСТИ

613
Ожидаемое сокращение поступлений в бюджет НАО приведёт к сворачиванию социальных программ и «заморозке» инфраструктурных проектов

Ежегодное планирование федерального и региональных бюджетов сразу на три года должно как бы подчёркивать, что страна развивается по заданному курсу, у нас всё стабильно и предсказуемо. Но с каждым годом такой посыл выглядит всё менее убедительным, особенно, когда речь идёт о субъектах федерации, где основа экономики – нефтегазовый сектор, напрямую зависящий от мировой конъюнктуры на энергоносители. Среди них – Ненецкий автономный округ.

Задача – выжить!
Хотя, судя по трёхлетнему проекту окружного бюджета, о каком-то развитии можно забыть. Речь идёт о выживании.
Бюджет на ближайшие три года верстается из следующих прогнозных показателей: 2023 году ожидаются доходы в размере 21 млрд 795 млн рублей; 2024 год – 20 млрд 785 млн рублей; 2025 год – 18 млрд 495 млн рублей.
С учётом неизбежной инфляции и подорожания услуг и товаров, падения уровня жизни населения речь надо вести о стагнации окружной экономики и всей социальной сферы. Если кто-то думает иначе, то может ещё раз «пробежаться» по приведённым цифрам.
Дефицит окружного бюджета на 2023 год ожидается в размере 9,9 процента от объёма доходов. Округу вновь придётся залезать в коммерческие кредиты, на обслуживание которых ежегодно уходят сотни миллионов бюджетных рублей (в 2023 году – 515 млн рублей). Планируемое привлечение новых кредитов в 2023 году – 2,1 млрд рублей, в 2024 и 2025 годах – по 2 млрд рублей.
Верхний предел государственного долга по кредитам планируется в 2024 году держать на уровне 2,8 млрд рублей; в 2025 – 4,6; 2026 – 6,4 млрд рублей.

«Жёсткая посадка»
Драматизм складывающейся непростой ситуации усугубляется ещё и тем, что федеральный центр, который «полной ложкой» забирает из НАО налог на добычу полезных ископаемых (нефти и газа), собирается постепенно урезать безвозмездную помощь.
По уточнённому плану на 2022 год безвозмездные поступления в окружную казну из Москвы составят 7млрд 614 млн рублей. Дальше «жёсткая посадка» — 2023 год из федерального бюджета ожидается поддержка в размере 1 млрд 862 млн рублей; 2024 – 1 млрд 848 млн рублей; 2025 год – 655 млн рублей.
Окружная администрация уже объявила, что для проведения дноуглубительных работ на Печоре требуется порядка 2 млрд рублей. У округа таких денег нет, а поможет ли Москва? Весьма сомнительно, поскольку ей сейчас не до обмеления северных рек, есть заботы и поважнее. Поэтому следующим летом жители округа могут вновь остаться без устойчивого сообщения с «большой землёй».

Затянуть пояса
Жителей НАО больше всего должно волновать финансирование социальных программ. Распределяться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности НАО будут в следующем размере: 2023 год – 2 млрд 278 млн рублей; 2024 год – 1 млрд 895 млн рублей; 2025 год – 1 млрд 459 млн рублей.
В ближайшие три года значительно сократятся расходы на госпрограмму по обеспечению доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан, проживающих в НАО: 2023 год – 889 млн рублей; 2024 – 679; 2025 – 545 млн рублей.
Будут сокращены расходы на развитие автотранспортной сети, модернизацию ЖКХ, на реализацию госпрограммы по обеспечению жителей округа питьевой водой.
Администрация НАО предлагает Собранию депутатов НАО сократить ряд мер социальной поддержки. Среди них – ежемесячная компенсация абонентской платы за пользование квартирным телефоном лицам, проживающим в сельских населённых пунктах (за исключением населённых пунктов, где отсутствует подвижная радиотелефонная связь); предоставление бесплатной подписки на газету «Няръянавындер»; ежемесячная компенсационная выплата участникам событий на космодроме Плесецк 18 марта 1980 года; ежемесячная компенсационная денежная выплата лицам, состоящим на учёте в государственных медицинских организациях округа, больным сахарным диабетом и онкологическими заболеваниями; дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за особые заслуги перед НАО.

Новые вызовы
Прогнозный план бюджетных поступлений в НАО с большой долей вероятности претерпит существенные изменения из-за сложной международной обстановки, которая вообще осталась где-то «за скобками».
В 2021 году объём экспорта углеводородов из НАО на 2022 год предварительно оценивался в 736,7 млн долларов США. Сейчас никто прогнозов давать не рискнёт. Но очевидно, что из-за международных санкций Россия уже следующем году потеряет традиционные рынки сбыта углеводородов в Западной Европе. Также совершенно непонятно, какими будут на них мировые цены.
Такая неопределённость ничего хорошего не сулит жителям НАО, а окружная администрация столкнётся с новыми вызовами. И речь идёт не только о снижении налоговых поступлений в бюджет, непонятной станет и ситуация на рынке труда, поскольку прогнозируемая стагнация экономики неизбежно приведёт к росту безработицы.
К новым вызовам округ оказался на сегодняшний день совершенно неподготовленным. Как тут не вспомнить экс-губернатора НАО Игоря Кошина, который в 2015 году в связи с очередной турбулентностью на нефтегазовом рынке сказал, что «Моя задача – сделать регион экономически устойчивым к изменениям на рынке углеводородов. Но любая реформа – это выход из зоны комфорта. Особенно когда этот комфорт формировался в период высоких цен на нефть и округ жил с миллиардными остатками на счетах».
При Игоре Кошине из-за падения цен на нефть бюджет округа потерял почти 5 млрд рублей – треть годового бюджета!
Чего-то подобного стоит ли ожидать в ближайшее трёхлетие? Это, пожалуй, самый трудный вопрос, на который ни у кого нет ответа.

Сергей Морохин