ОСОБОЕ МНЕНИЕ
28 марта, в рамках сессии Собрания депутатов заслушали доклад о деятельности губернатора Ненецкого автономного округа Цыбульского А.В.
Доклад был построен довольно лаконично, в своём докладе губернатор задел четыре основных направления своей деятельности, это здравоохранение, строительство, транспорт и социальная политика. В принципе это более выгодные направления для раскрытия деятельности, прежде всего по причине своей социальной составляющей.
В блоке здравоохранения он задел вопросы медицинского оснащения и низкое качество диагностики, обратил внимание на рост числа онкологических заболеваний, так в 2018 году на учёте онколога состояло 728 пациентов, на 28 марта 2019 года таких пациентов 807 человек, как считает губернатор, проблема диагностики таких заболеваний ведёт к росту статистики. Не могу не согласиться с данным заключением, но это, прежде всего следствие из проблемы, необходимо искать причины самого роста числа таких заболеваний, чтоб преодолеть их.
Я не говорю о том, что всё то, что высказал губернатор «плохо», в части оснащения Ненецкой окружной больницы таким дорогостоящим оборудованием, как компьютерный томограф и планируемый к поставке аппарат МРТ это безусловно положительный момент, который отразится на качестве диагностики различных заболеваний.
Губернатор обратил внимание и на программу «Земский доктор», в докладе нашла отражение цифра, привлечённых специалистов в округ, 13 специалистов приехали в округ по данной программе, но этого не достаточно. Корень проблемы привлечения специалистов в округ кроется в наличии жилья, в перспективе есть понимание о необходимости строительства жилья под одной крышей с ФАПами, но всё это отдалённая перспектива, медицинские работники нужны уже сегодня. Специалисты это одно, но есть и другие проблемы в сфере здравоохранения, о которых губернатор конечно в своём докладе, ни сказал ни слова. В маленьких населённых пунктах округа нет ни амбулаторий, ни ФАПов, ни даже фельдшеров. Такие населённые пункты обслуживают специалисты близлежащих, более крупных сельских поселений. Проблема кроется в отсутствии техники, очень часто специалистам не на чем выехать к тяжело больному пациенту или пациенту с тяжёлым неотложным состоянием.
До сих пор осталась не решённой проблема с заработными платами специалистов среднего звена, неоднократно депутаты КПРФ указывали на существование проблемы, медицинские работники писали обращения и на имя губернатора, и на руководителя Департамента.
Следующий блок не менее значимый для жителей округа, как сказал, губернатор Ненецкого автономного округа на территории округа действует 148 мер социальной поддержки жителей, 9071 жителей округа пользуются мерами поддержки, а это практически 21 % населения округа, которые находятся за чертой бедности. Об этом конечно в высших эшелонах власти говорить не принято. Меры социальной поддержки необходимы, но так же необходимо и понимать, причины бедности населения. А причины бедности кроются в низких зарплатах, безработице. Кроме этого существует и скрытые показатели статистики, так процент бедности может быть не показателен ввиду того, что некоторые граждане не обращаются в органы социальной защиты населения, хотя имеют на то основания. И причины этого могут быть абсолютно разные.
Что касается следующего блока, жилищной политики, то здесь дела обстоят не очень радужно, несмотря на сказанное губернатором по поводу «хорошего старта в сфере строительства», у нас есть объекты, которые провалены по срокам сдачи и качестве строительства квадратных метров. И как пояснил глава «расторжение контракта приведёт ещё к большей задержке строительства» многоквартирного дома в микрорайоне авиаторов.
В сфере инженерных коммуникаций (теплосети, водопровод, канализация) нет ни одной действующей программы. Существуют риски, что при увеличении строительства на территории округа, имеющие сети не выдержат объёмов, не смотря на то, что депутатами КПРФ, данная проблема постоянно поднимается, понимания на сегодня нет, тут необходимы серьезные финансовые вливания, предприятия коммунального сектора самостоятельно не решат существующие проблемы.
Необходимо так же отметить, что глава субъекта кроме «обеспечения контроля над контрактами в сфере строительства» высказался и по организации работы окружных предприятий, которые в свою очередь являются практически убыточными и как он подчеркнул «прозрачность и открытость касается всех предприятий», но кто сегодня должен обеспечить тот самый контроль. Организации подконтрольны администрации округа и кому как не администрации обеспечивать тот самый контроль. Кроме этого есть и надзорные органы, которые не должны работать по команде «фас».
В заключении следует сделать вывод, конечно хорошо, когда повестка доклада имеет положительный аспект, но всегда есть подводные камни, на которые необходимо обращать внимание, прежде всего для улучшения качества жизни населения, вверенной территории. Мало вливать окружные деньги в сферу строительства и дороги, необходимо решать проблемы развития коммунальной инфраструктуры. Мало написать стратегию развития, необходимо её проработать в деталях, чтоб она не была основана на «сценарном подходе», как заявляет заместитель губернатора Михаил Васильев, а была продиктована конкретными целями и задачами.
Депутат Собрания депутатов НАО от КПРФ
Ольга Карпова