Нина Останина: Жилищные проблемы молодежи ипотекой не решить

329

В Госдуме готовят закон о социальном найме квартир для молодых семей
Какими законами намерены поддержать детей и их родителей российские законодатели и почему семейные ценности важно прививать с детского сада, «Парламентской газете» рассказала председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина (КПРФ).

— Нина Александровна, большинство видов поддержки сегодня рассчитаны на семьи с детьми. Получается, до того, как появился ребенок, проблем у его будущих родителей нет?

— Я бы так не сказала. Как раз сейчас в нашем комитете мы создаем рабочую группу, которая будет заниматься подготовкой закона о господдержке молодой семьи в жилищной сфере. Уже действующая программа «Жилье для молодой семьи» появилась во многом благодаря усилиям Комитета Государственной Думы по вопросам женщин, семьи и детей. В этом году на ее финансирование выделено 4,6 миллиарда рублей. Но в отсутствие федерального закона финансирование всегда можно урезать или вообще перестать выделять деньги. Уверена, для решения жилищных проблем молодых семей нужен федеральный закон. Более того, ипотека всех проблем здесь не решит. Нужно социальное жилье, построенное за бюджетный счет. Эти квартиры должны передаваться молодой семье, которая встала в очередь на получение жилья. Форма — социальный найм, без права приватизации и продажи. Но при этом молодые семьи должны иметь право жить там столько, сколько считают нужным, передавая его детям, внукам — опять же без права приватизации и продажи.

— Какие законопроекты планируете вынести на рассмотрение в ближайшее время?

— Самый актуальный и долгожданный законопроект — о государственной поддержке многодетных семей. Его инициаторы — депутаты от КПРФ, в том числе наш лидер Геннадий Зюганов.

Напомню, сегодня число многодетных семей в России составляет около двух миллионов. Учитывая, что государственную политику в этой сфере регулирует только указ президента Бориса Ельцина от 1992 года, уверена, депутаты обязаны принять этот закон. В этом случае многодетные семьи увидят, что они находятся под опекой государства, что о них заботятся. В документе речь идет не только о материальной поддержке, но и об определении самого статуса многодетной семьи, дается разъяснение, что это вообще такое. Сейчас у нас даже само определение многодетной семьи в разных регионах разное. Если это Дагестан, Ингушетия — это пять и более детей, если это «европейские» регионы — трое и более. Но мы же единое государство, мы не можем разрывать наше социальное, юридическое пространство. К тому же положение детей, которые воспитываются в многодетной семье, не должно зависеть от того, где живут их родители. Поэтому в этом законе мы записали: многодетной признается семья, где растут трое и более детей. Также речь в документе идет о социальных гарантиях, в которых нуждается многодетная семья и которые должны обеспечиться из федерального бюджета. Считаю неприемлемой ситуацию, когда положение многодетной семьи зависит, во-первых, от «толщины» бюджета субъекта Федерации, а во-вторых, от понимания главы региона, что эти семьи все же нуждаются в социальной поддержке. Да, есть субъекты, например Москва и Московская область, где многодетные семьи получают действительно ощутимую поддержку, однако есть регионы, где ситуация совсем другая. Но мы же не хотим, чтобы у нас оголились территории Дальнего Востока, Сибири, европейских регионов, где в бедности, к сожалению, проживают две трети многодетных семей. И до 80 процентов детей, которые воспитываются в этих семьях, впоследствии также находятся за чертой бедности.

Есть и еще один нюанс. Многодетным семьям нужна не только материальная поддержка, но и создание положительного общественного мнения. У нас же сейчас на центральных каналах показывают преимущественно маргиналов из таких семей.

Мне же очень хочется, чтобы наша многодетная семья получила право быть лицом нашей страны на центральных каналах и в СМИ. Давайте радикально менять информационную политику! Иначе никакая материальная поддержка не заставит наших молодых ребят рожать троих, четверых детей. То, что они зачастую видят на экранах телевизоров, их отвращает не только от того, чтобы детей рожать, но и семьи создавать.

Читайте также:

• Кому положена льготная ипотека

— Удалось ли получить положительный отзыв Правительства на законопроект?

— К великому сожалению, пока убедить Правительство, что этот закон нужен, не удалось. Нас уверяют, что его принятие ухудшит положение многодетных семей в тех регионах, где есть свои региональные нормативные документы, регулирующие эту сферу. Но ведь если будут минимальные социальные стандарты, записанные в федеральном законодательстве, то дополнительная региональная поддержка пойдет только во благо семье. Более того — мы просим, чтобы среди критериев оценки деятельности губернаторов было как раз количество многодетных семей в этом субъекте Федерации. Поэтому мы все равно будем выносить этот закон на пленарное заседание.

— Одна из самых действенных мер поддержки семей с детьми, которая уже внедрена, — это материнский капитал. Планируете ли расширять эту программу?

— Работаем над этим. В апреле Госдума приняла в первом чтении законопроект, который дает возможность использовать средства материнского капитала на оплату детских садов, созданных индивидуальными предпринимателями. Условие при этом — ИП должны иметь лицензию на образовательную деятельность. Автор этой инициативы — депутат от «Единой России» Алена Аршинова.

К рассмотрению готовим еще один законопроект, среди его авторов как представители КПРФ, в том числе я, так и представители других фракций, — о том, чтобы остатки материнского капитала передать напрямую в семьи в виде наличных денег. По данным Счетной палаты, в Пенсионном фонде скопилось почти пять миллиардов рублей из средств материнского капитала, которые никак нельзя использовать — это мертвый груз. О чем идет речь? Раз в год, в феврале, у нас проходит индексация материнского капитала. Но если семья незадолго до этого подала заявление на использование сертификата, в нем указана старая сумма, до индексации. Бывает, что ее успевают проиндексировать до того, как деньги перечислят по назначению, и размер индексации, например двадцать тысяч, зависает на счетах Пенсионного фонда. И эти деньги семье уже не отдают. Более того, семью никто не оповещает, что ей положено еще 20 тысяч. Вопрос к председателю Пенсионного фонда — а почему этого не делают? Если бы семья знала, она написала бы повторное заявление. Если председатель Пенсионного фонда не знает об этом, мы ему подскажем, если делает осознанно, мы его поправим, а если он вообще не хочет этого делать и думает, что эти деньги можно оставить у себя, то мы его накажем. Законопроект, позволяющий направить эти 4,7 миллиарда рублей в семьи, в Государственную Думу мы уже внесли.

— Чем, на ваш взгляд, российская семья отличается от европейской?

— Типичная русская семья — многопоколенческая: дети, родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки… Это не индивид, как на Западе, не человечек-одиночка. У нас и бабушки, и дедушки будут опекать ребенка — независимо от его возраста, пока они живы, и мать с отцом будут помогать детям до последнего. И наша задача, чтобы лучшие семейные традиции нашей страны были востребованы сегодня в обществе, для этого и нужна государственная поддержка, четко выстроенная государственная семейная политика, которой пока, к сожалению, нет. С принятием федерального закона о разграничении полномочий все, что касается семьи, передано на уровень регионов или муниципалитетов. Федеральный Центр с себя все снял. Это неправильно. Минимальные стандарты поддержки молодой семьи, многодетной семьи нужно оплачивать именно из федерального бюджета. Рождение даже первого ребенка влечет дополнительные финансовые расходы. И семьям, особенно молодым, после этого надо помогать.

— Прививать ребенку семейные ценности — разве это не задача родителей, самой семьи?

— А почему нельзя заниматься этим и в детском саду, в школе? Дети должны знать, почему, например, мир решил отмечать Международный день семьи. Что мешает воспитателям, учителям им об этом рассказывать? Почему бы воспитателям на специальных занятиях не спрашивать детей, знают ли они своих бабушек, прабабушек, сколько поколений своих родных они вообще знают. Путь расскажут о них, пусть нарисуют. Эти рисунки потом можно показывать на специальных выставках — в домах творчества, на самых больших улицах города. И чтобы сами художники при этом рассказывали о членах своей семьи. Побольше «уроков единения» можно проводить в школах, задействовать в них родителей. У кого-то папа талантливый IT-специалист — он может интересно рассказать детям про компьютеры. У кого-то папа любит путешествовать — путь он на праздники, на выходные организует группу учеников, вывезет их с классным руководителем, другими родителями на природу. Важно вернуть семейные традиции в нашу школу. И, конечно, нельзя забывать о медийном пространстве. Если мы не избавимся от пошлостей, грязи, вульгарной деформации того, что происходит в семье, на нашем телевидении, мы ничего не добьемся.

 

«ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА»

https://www.pnp.ru