Не доедем, не домчимся…

510

Сколько ещё лет Нарьян-Мар будет выглядеть на дорожной карте России «отрезанным ломтём»?  

У нас только по календарю наступила весна и всё же, как сказал гарант Конституции, «времени на раскачку нет», впереди навигация, проведение разного рода дорожных и строительных работ, которые надо завершить за короткое северное лето. Тем более, что планов громадье, достаточно заглянуть в февральское постановление Совете Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития НАО».

Принято оно было после январских «дней» НАО в верхней палате российского парламента. Заметим, что нечто подобное там уже происходило в 2015 году. Пять лет назад в Москве также обсуждались грандиозные планы по обустройству округа, много было произнесено правильных слов об экономическом потенциале Крайнего Севера. Общее между этими двумя мероприятиями разве что участие в них спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, да  презентация всё тех же «перспективных проектов».

Уникальный субъект

Сразу отметим, что большинство из них пережили уже не одного губернатора, а некоторые стали даже символом времени и обросли легендами, например, строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар – Усинск или железнодорожного пути Сосногорск – Индига.

В упомянутом постановлении правильно записано: «Ненецкий автономный округ является единственным субъектом Российской Федерации, не имеющим круглогодичного наземного транспортного сообщения с остальной территорией Российской Федерации, что затрудняет создание обрабатывающих производств и не позволяет обеспечить комплексное развитие региона…» Просто святые слова, вот оно руководство к действию, путь вывода региона из социально-экономического тупика.

Скоро юбилей!

Ту же автомобильную дорогу до Усинска и далее вглубь страны уже давно бы построили, только развал Советского Союза помешал. Начали её прокладывать ещё в 1991 году (скоро юбилей!), но всё что-то мешает этому долгострою, то отсутствие должного финансирования, то нерадивые подрядчики. Одним словом, нет дороги и когда она появится, никто не знает.

Уже все подзабыли, но в июне 2014 года Владимир Путин на совещании в Калининграде дал соответствующее поручение правительству РФ до 30 сентября того же года представить проект решения о достройке автомобильной дороги Нарьян-Мар – Усинск с указанием источников финансирования и сроков проведения работ.

Всё выглядело вполне реалистично, тем более что порядка 85 процентов дороги уже к тому времени было проложено (общая её протяжённость – около 350 км, из них по территории НАО – около 217 км). Оптимизм подкреплялся также и тем, что в ней были заинтересованы нефтяники, работающие в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.

Киров далеко

К сожалению, спустя шесть лет, если не брать в расчёт популистские заявления чиновников, то реальная картина выглядит достаточно унылой. Такими темпами как сейчас, дорогу никогда не достроить. Более того, процент её готовности может легко пойти в минус. Упомянутая выше цифра 85 процентов весьма условная. Например, мост через реку Шапкина (Пильворъяга) в НАО ещё в «нулевые» годы был построен на 90 процентов! Затем все работы были приостановлены, но о консервации объекта как-то забыли, естественно, пошли процессы разрушения.

В планах было заложено строительство автодорожного моста через Печору в районе села Усть-Уса (Усинский район, Коми) протяжённостью 1300 погонных метров. Но кто его будет сейчас возводить? Нет ни денег, в нулевые годы строительство моста по грубым прикидкам оценивалось в 15 миллиардов рублей, ни инвесторов. Так что без проблем доехать на автомобиле за два дня из Нарьян-Мара до Кирова, увы, ещё долго не получится.

Подстелили «соломку»

Чиновники, готовя постановление Совета Федерации по развитию НАО, «соломку» себе не забыли подстелить. В нём ведь ни слова не говорится о конкретных сроках, когда, например, будут проведены дноуглубительные работы на Печоре на участке Нарьян-Мар – Щельяюр или проведена реконструкция аэропортового комплекса в Амдерме. Речь идёт лишь о том, чтобы предложить федеральному правительству, а также администрации НАО в срок до 1 августа 2020 проинформировать о реализации настоящего постановления. Есть подозрение, что никакого информирования ни до 1 августа, ни после не будет. И о том, что было такое постановление уже даже и не вспомнят.

Перемены назрели

Уже многие начинают прозревать, что в нынешнюю дикую рыночную систему никак не вписываются обычные люди с их скромными потребностями, а ставленники от правящей партии умеют лишь хорошо пыль в глаза пускать. На первых «днях» НАО в Совете Федерации делегацию округа возглавлял губернатор  Игорь Кошин, на этот раз Александр Цыбульский. Ну, и чем друг от друга отличаются эти два единоросса? Два сапога… Одним словом, всё с ними давно ясно, как и с правящей партией, которая фактически является частью государственного аппарата. Весьма неэффективного и забюрократизированного.

Пора менять власть. Только у КПРФ есть реальная программа по выводу страны из системного кризиса. Чем больше будет наших сторонников, тем быстрее мы сообща сможем навести порядок и от нынешней стагнации перейти к развитию.

 

А. ВЫНУКАН