«Атомная» Кумжа

1022

В НАО начинается реализация проекта, который может негативно повлиять на экологию Европейского Севера

В марте компания «РУСХИМ ГАЗ» представила инвестиционный проект по обустройству Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений.
Компания планирует транспортировать газ с месторождений по газопроводу длиной почти 300 километров до посёлка Индига, а оттуда сырьё через морской порт, который ещё предстоит построить, будет направляться в страны Европы. По предварительным оценкам капитальные затраты компании «РУСХИМ ГАЗ» составят 213 миллиардов рублей.
Заявлено о том, что на этапе строительства будет создано 15 тысяч новых рабочих мест. Правда, после выхода на проектные мощности, на постоянной основе на новом предприятии будет задействовано чуть больше тысячи человек. Но и эта цифра также впечатляет.
На первоначальном этапе планируется добывать и транспортировать порядка 2 млрд кубических метров газа и вырабатывать на заводе, который ещё предстоит построить, примерно 1,8 млн тонн метанола. К 2027 году добыча должна достигнуть 4 млрд кубических метров газа, а выработка метанола 3,6 млн тонн.

Ошибка в расчётах
Почему же раньше не приступили к реализации столь важного проекта? На то были веские причины, которые на сегодняшний день никуда не исчезли.
Обратимся к истории. Кумжинское газоконденсатное месторождение, расположенное в дельте Печоры (в 69 км от Нарьян-Мара), было открыто в 1974 году. Запасы Кумжи оцениваются по самым скромным подсчётам примерно в 100 миллиардов кубометров газа.
Авария на скважине Кумжа-9 произошла в ноябре 1980 года. В результате газ начал фонтанировать из скважины и перетёк в вышележащие пласты. Следствием техногенной катастрофы стало обрушение буровых вышек и загораживающих дамб.
В мае 1981 года было принято решение провести атомный взрыв, чтобы перекрыть скважину. На глубине около 1,5 км был произведён взрыв мощностью более 37 килотонн, после которого произошёл неконтролируемый выброс газа и начался пожар. Была допущена ошибка в расчётах, в результате которой понадобилось шесть лет, чтобы заглушить аварийную разведочную скважину, которая ежесуточно выдавала «на-гора» порядка двух миллионов кубометров газа и сотни тонн конденсата!

Мутагенные явления
«Вследствие взрыва вместо ликвидации аварийного выброса произошло размножение мест разрыва пород и мест выбросов конденсата», — так обозначила ситуацию руководство заповедника «Ненецкий», находящегося рядом с Кумжинским месторождением.
Летом 1981 года учёные и работники рыбинспекции зафикссировали загрязнение бассейна Печоры и сокращение рыбных запасов. «Наблюдалось выпадение чешуи в хвостовой части рыб, срастание печени и другие мутагенные явления», — отмечалось в письме руководства заповедника.

Экологические риски
Многочисленные попытки начать разработку Кумжинскокго месторождения упирались в экологические риски. Ещё в нулевые годы экологи и учёные заявляли о том, что добыча и транспортировка углеводородов с Кумжинского и Коровинского месторождений является недопустимой и однозначно приведёт к последствиям, масштабы которых будут несоизмеримо больше тех, что были при аварии нефтепровода в 1994 году в Усинском районе Коми.
Обустройство новых месторождений и создание новых рабочих мест только приветствуется, но как быть с экологическими рисками? Общеизвестно, что подземные испытательные полигоны заражены огромным количеством изотопов цезия-137, стронция-90 и плутония-239. Образующиеся в эпицентре подземных ядерных взрывов большие полости с законсервированными в них радионуклидами вполне могут просочиться в грунтовые воды и даже проникнуть на поверхность.
Метанол «РУСХИМ ГАЗ» планирует поставлять в страны Европы. Есть большие риски, что на их продукции отразятся последствия ядерного взрыва. Кто будет покупать метанол с опасными радиоактивными примесями?

Ещё четыре взрыва…
В связи с ядерным взрывом на Кумжинском месторождении, напомним, что в непосредственной близости к границе Ненецкого округа в советское время были проведены четыре промышленных подземных ядерных взрывов на территории Коми. Согласно официальным данным, все они прошли в штатном режиме.
Первый взрыв был произведён в июле 1971 года в 20 километрах от Воркуты на глубине 542 метра (мощность 2,3 килотонны). Спустя три года там же, в Воркутинском районе, недалеко от железнодорожной станции Сейда, также на глубине более 500 метров был осуществлён второй взрыв (мощность 7,6 килотонны).
В июле 1971 года на глубине 465 метров был осуществлён взрыв (мощность 2,3 килотонны) в 20 километрах от железнодорожной станции Лемью (Сосногорский район).
Самый мощный взрыв на территории Коми, также в интересах Министерства геологии СССР, прогремел 11 августа 1984 года в 80 километрах от Печоры, на границе с Ижемским районом. На глубине 759 метров было взорвано устройство мощностью 8,5 килотонны.

Царь-Ужас
Чтобы у читателей сложилось хотя бы приблизительное понимание о масштабности упомянутых выше ядерных проектов, напомним, что мощность атомного взрыва, произведённого американскими военными в августе 1945 года в японской Хиросиме, составляла порядка 14 килотонн в тротиловом эквиваленте.
А самая мощная в истории человечества термоядерная авиационная бомба, её ещё называют «Царь-бомбой», была взорвана посредством сброса с самолёта в 1961 году на архипелаге Новая Земля в 700 километрах от Воркуты. Её мощность составила 58,6 мегатонны в тротиловом эквиваленте! Это в 1500 раз мощнее ядерных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки, и в 10 раз этот мега-взрыв превышает силу всех боеприпасов, израсходованных во время Второй мировой войны! Его последствия самым негативным образом сказались на экологии северных территорий Коми и НАО.

«Информации не имею»
Есть основания полагать, что заметную нагрузку на экологию Европейского Севера оказали не только ядерные взрывы.
В июле 2020 года тогда ещё врио губернатора Архангельской области Александра Цыбульского спросили на пресс-конференции, исследует ли Минздрав области влияние космодрома Плесецк и предприятий атомного судостроения на заболеваемость раком в регионе?
— Что касается влияния объектов на жизни людей, я пока такой информации не имею. Но таким вопросом задаюсь. Обещаю, как только с этим вопросом разберусь или пойму, вам готов буду прокомментировать и сказать, как я себе это вижу, — сказал А. Цыбульский.
Ждём разъяснений уже почти год.

 

Сергей МОРОХИН, главный редактор газеты «Правда Коми» —
специально для газеты «Товарищ»