Какая судьба ожидает Нарьян-Марский авиаотряд?

327

17 мая 2019 г Губернатор Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский провел «Прямую линию» с жителями округа в одной из социальных сетей. Заключительный вопрос, на который ответил губернатор и уделил ему около 10 минут своего времени, был посвящен авиакомпании «Арктика». В итоге, после этого ответа, вопросов стало еще больше. Давайте разберемся.

Не хуже Боинга
Намерение создать новую авиакомпанию и закупить несколько самолетов Superjet вызвало волну негодования среди жителей НАО и Архангельской области. Александр Витальевич постарался людей успокоить. Заявил, что общался с пилотами SSJ, много знает про самолет отечественного производства и он не уступает иностранным Boeing и Airbus. Тут губернатор прав! Superjet действительно не хуже! Вся проблема в его постпродажном обслуживании. Из-за долгого ожидания дорогостоящих запчастей и огромной в них потребности, самолет летает не более трех с половиной часов в сутки, а экономически выгоден он будет авиакомпании при условии девятичасового налета. К примеру, по данным мировой статистики, те самые Boeing и Airbus летают по 13 часов в сутки.
По мнению губернатора панику раздувают пилоты Нарьян-Марского АО и его руководство. В действительности же пилоты, да и вообще все сотрудники авиаотрасли, высказывают лишь свое профессиональное мнение. А оно складывается из опыта реальной эксплуатации SSJ. В авиационной среде принято делиться друг с другом неудачами — это залог безопасности полетов. Это вовсе не паника, а серьезная озабоченность профессионалов!
Про трагедию с SSJ в аэропорту Шереметьево речь, конечно, тоже зашла. Опираясь на мнение специалистов, губернатор отметил, что такое может случиться с любым воздушным судном. Здесь нарьянмарские авиаторы с ним полностью согласны, играть на горе людей никто не собирается.

Не бывает старых самолетов
Дальше Цыбульский отметил, что «Арктика» нужна нам потому, что необходимо заменить самолеты на востребованных направлениях в Архангельск и Москву. Ведь те, на которых мы летаем сейчас, устарели, им по 25-30 лет. Но в воздушном законодательстве понятия «старых» самолетов не существует, есть исправные воздушные судна и неисправные! Самолеты старше 30 лет уже излечились от всех «детских болезней». А их технический и летный состав имеет большой опыт. Практика показывает, что при эксплуатации самолетов называемых обывателями «старыми», количество дефектов на тысячу часов налета значительно меньше, чем на «новых».
Все мы знаем, что в межсезонье продукты в Нарьян-Мар доставляет Ил-18. Ему, к слову, более 50 лет.
Отметил глава НАО и то, что компании, которые летают к нам сейчас, будут менять парк своих самолетов. Максимальная взлетная масса новых ВС составляет 56 тонн и наша взлетно-посадочная полоса (ВПП) не сможет их принять. В результате, округ вовсе может остаться оторванным от большой земли. Но этого бояться не стоит. С 2020 года в соответствии с федеральной целевой программой ВПП реконструируют. После чего она сможет принимать любые воздушные суда. Не знать о федеральной программе губернатор не мог. Почему же нам про это не рассказал?
Еще добавил, что авиакомпания «Арктика» и покупка новых самолетов необходимы нам по нескольким причинам: это позволит жителям округа летать по основным направлениям, выручку можно будет оставлять себе, а следовательно, регулировать цены на билеты через собственные субсидии и возможности, летать можно будет на летний отдых по территории России и за ее пределами, в общем, это не только экономически привлекательный, но и социально значимый проект.
Тут тоже не все так гладко. «Арктике», чтобы летать по популярным направлениям, придется вытеснить с рынка таких монстров, как «UTair», «Smartavia» и «Rusline» с их сетью стыковочных рейсов по всем направлениям. Чудес не бывает: аэропортовые и аэронавигационные сборы, авиакеросин, зарплата персоналу — для всех авиакомпаний одинаковы. Билеты могут стать дешевыми, только при их субсидировании (как это происходит в настоящее время при перевозке пассажиров по местным воздушным линиям НАО).
Если продавать дешевые билеты, деятельность любой авиакомпании будет убыточна. Где гарантии, что завтра деньги на субсидии не закончатся, как это произошло в 2015 году? Субсидии выделяются из бюджета, а бюджет — это наши налоги. Получается, дешевый билет может быть только за наши собственные деньги.

Сыр бесплатным не бывает
Александр Витальевич заострил внимание на том, что речь идет не о покупке самолетов, а об операционном лизинге! Уникальном предложении, по своей сути, Государственной транспортной лизинговой компании. Она готова выделить по 140 миллионов на каждый самолет. В первый год их эксплуатации мы даже платить за лизинг не будем. Кроме того, получим запчасти на каждый самолет на 115 миллионов и 25 миллионов на обучение летного состава.
Разве мы забыли, где бывает бесплатный сыр? Если бы с экономической точки зрения эксплуатация этих самолетов была бы так хороша, то они разлетелись бы, как горячие пирожки. А нам за этот «пирожок» еще и федеральную субсидию на год эксплуатации готовы выделить! Лишь бы взяли! К слову, от SSJ избавляются Мексика, Ирландия, Бельгия.
Александр Витальевич уверен, что с такого рода проектами наши авиаторы никогда не работали и это их пугает. И правда, пугает! Нарьян-Марский авиаотряд еще никогда не брался за заведомо убыточные проекты. Также губернатор не уточнил, что операционный лизинг подразумевает возврат ВС лизинговой компании по окончании договора, примерная стоимость которого составляет порядка 5,5 млрд рублей сроком на 12 лет.
Губернатор же утверждает, что все детали проекта, начиная с подготовки персонала проработаны. Интересно, где же взять летно-технический состав? Нехватка сотрудников сегодня главный бич всей мировой авиации. А в России вообще ситуация катастрофическая. На 2018 год пилотов 13500 человек, причем половина летного состава старше 50 лет, это люди, которые уйдут на пенсию в течение ближайших 5-10 лет. Ежегодно списываются по состоянию здоровья и уходят на заслуженный отдых около тысячи сотрудников, а летные училища выпускают около 750 специалистов. Эта ситуация длится уже более 10 лет с нарастающим итогом. Даже в Аэрофлоте дефицит летного состава около 200 человек. И это с их-то зарплатами!
Предприятие — база или обременение? (или в Архангельске — шелупонь, у нас — обременение?)
Объясняет губернатор и почему принято решение создать новую авиакомпанию на базе нашего авиаотряда. Мол, у предприятия уже есть сертификат эксплуатанта и это ускорит получение лицензий, что «экономически крайне и крайне выгодно». На деле же получение сертификата эксплуатанта «с нуля» и процедура внесения нового типа воздушного судна в действующий сертификат требуют одинаковых действий, и одинаковых денег. При этом, без наличия персонала новый тип воздушного судна невозможно включить даже в действующий сертификат эксплуатанта.
Еще один аргумент губернатора в пользу «Арктики», которую хотят создать на базе двух авиапредпиятий Нарьян-Марского и Архангельского — объединение вертолетных активов. По мнению Александра Витальевича, это даст возможность выйти на рынок с большим количеством вертолетов и выиграть многие конкурсы на выполнение авиационных работ. При этом любому объединению компаний или созданию новой обычно предшествует тщательный экономический анализ, до мелочей проработанный бизнес-план, которого еще никто не видел, а «Арктика» планирует запустить свои самолеты уже этим летом.
— Сегодня, если говорить правду, авиаотряд является убыточным, — заявил глава НАО. И даже цифры предоставил: по сравнению с прошлым годом ему выделены субсидии на 50 млн. руб. больше, показанная прибыль — 30 млн., следовательно убыток — 20 млн. руб.
Цыбульский назвал авиаотряд обременением для экономики округа, который вытягивает по 250 миллионов рублей в год.
Давайте и в этом вопросе разберемся, если уж говорить правду, а ее губернатор обязан знать!
На самом деле субсидия выплачивается не авиаотряду, который является лишь инструментом, а пассажирам, так к примеру, себестоимость перевозки пассажира с Нарьян-Мара до Усть-Кары составляет 33000 руб., при этом пассажир приобретает билет за 11190 руб. Себестоимость перевозки по местным воздушным линиям во всем мире очень высока. А особенно в районах Крайнего севера. Но поскольку статья 27 Конституции РФ гарантирует право на свободу передвижения граждан, люди должны иметь возможность купить билет. Администрация НАО, как собственник предприятия, устанавливает стоимость билетов по всем направлениям МВЛ. В итоге стоят они в 2-4 раза ниже себестоимости, эту разницу и компенсирует субсидия.
В канун Нового 2019 года губернатор на одной из планерок дал указание, что НМОАО должен работать, «как такси» и выполнять рейсы вне зависимости от загрузки ВС. Желающих вылететь из города в поселки округа в новогодние каникулы оказалось немного. Однако, распоряжение губернатора выполнили. В результате возрос объем перевозок, а вместе с ним и размер субсидии.
Какое предприятие округа не субсидируется и не приносит убытки? К примеру, ситуация с хлебом насущным. Нарьян-Марский хлебокомбинат, как и муниципальные пекарни, продает свою продукцию по сниженным ценам. Разница между реальной ценой и розничной субсидируется из бюджета.
Неужели 650 человек, которые работают на предприятии, а также их семьи являются обременением для округа? Как интеллигентно выразился губернатор!

Рискнем?
— Рисков нет, — уверяет губернатор. — Если что-то не получится, то мы не будем продлевать оперативный лизинг этих самолетов на следующий год.
На сегодняшний день проект договора не подразумевает одностороннего расторжения.
Неужели государственная лизинговая компания позволит расторгнуть договор без больших штрафов? Государственный ли это подход к средствам выделенным из федерального бюджета? И куда потом девать принятых на работу людей?
— Каждый житель почувствует эффект на себе, — пообещал нам в заключение Цыбульский.
И это правда! По статистике около 50% находящихся в эксплуатации SSJ простаивает. Следовательно, по всем популярным направлениям будет работать полтора из трех планируемых к закупке самолетов. На которых мы все должны будем летать в отпуска, в том числе и за границу!
До встречи на чемоданах в аэропорту!

Павел Жуковский