Кому мешает советская власть?

124

Очередная административная реформа станет для округа испытанием на прочность

Осенью прошлого года многие жители Нарьян-Мара с тревогой встретили весть об объединении отделений Пенсионного фонда Ненецкого округа и Архангельской области.
Это лишь частный случай, но если на него посмотреть через призму событий последних лет, то по факту вырисовывается весьма тревожная картина. Особенно на фоне административной реформы, о которой попросту умалчивают окружные чиновники.
На самом деле надо говорить о поглощении окружного отделения Пенсионного фонда областным. То же самое уже произошло и со многими другими региональными подразделениями федеральных ведомств.
Пока неизменным остаётся лишь статус правоохранительных структур. Это сегодня, а завтра?

Как мыши под веником
Если заглянуть в федеральные статистические отчётности последних лет, то нередко можно встретить данные, где в одной строке Архангельская область и Ненецкий округ идут через запятую как единая самостоятельная административная единица.
На всё это можно было бы не обращать внимания, если бы не события мая прошлого года, когда жители округа были поставлены перед фактом слияния Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Самое обидное, что к такому повороту событий было готово руководство округа во главе с Юрием Бездудным и большинство депутатского корпуса, которое быстренько «слепило» ликвидационную комиссию или как там она еще называлась.
Только благодаря народному возмущению удалось отбиться от дурно пахнущей идеи объединения, спущенной из Москвы, что ни для кого уже давно не является секретом. Сегодня чиновники и провластные депутаты сидят тихо, как мыши под веником, поскольку теперь понимают насколько само обсуждение темы объединения двух субъектов федерации весьма токсично для деловой и политической репутации.

«Благая весть»
Но, к сожалению, идея объединения никуда не исчезла, просто чиновники не знают, как эту «благую весть» преподать жителям округа. Объясняем, в чём тут дело.
1 мая 2019 г. вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Для подавляющего большинства граждан – это не больше чем обычный дежурный документ, таких Президент РФ Владимир Путин подписывает пачками. Всё это так, да не совсем.
Чтобы было понятно, о чём идёт речь, обратимся к фактам. Уже официально объявлено, что ближайшие к Нарьян-Мару города – это Усинск и Воркута в Республике Коми поменяют свой статус. В обозримом будущем они перестанут, как Нарьян-Мар быть городскими округами – станут муниципальными, то есть это будут уже не города, но ещё и не посёлки. Когда это случится неизвестно, но точно до 1 января 2025 года, когда должна завершиться очередная административная реформа.
В Коми статус городского округа останется лишь у Сыктывкара.

Весьма хитро
В чём же здесь дело? Дело в количестве жителей в пересчёте на квадратные километры. Согласно действующему законодательству, статус городского округа могут получить только те территории, где плотность населения в пять раз выше среднероссийской, которая составляет 8,6 чел. на кв. км (на 1 января 2020 года).
А теперь сравним цифры, которые многих удивят. Площадь того же городского округа «Усинск» составляет более 30,6 тыс кв. км., а городского округа «Город Нарьян-Мар» всего 42,6 кв. км. То есть почти в тысячу раз меньше по площади столица нашего округа по сравнению с Усинском, где численность населения составляет более 37 тысяч человек.
То есть в своё время окружные чиновники поступили весьма хитро, подстелив «соломку» под статус городского округа. Конечно, с формальной точки зрения не придраться к сегодняшнему статусу Нарьян-Мара, но это ещё как сказать.

Пример Усинска
Теперь разберёмся, что из себя представляет муниципальный округ, который прописан в федеральном законе от 2019 г. Будут они повсеместно создаваться на территориях с низкой плотностью населения, в отдалённых и труднодоступных местностях субъектов России, то есть на Крайнем Севере и чуть южнее.
Дабы не загружать читателей избыточной информацией, опять обратимся к примеру, и опять возьмём Усинск. После создания городского округа, у соседей были ликвидированы все сельские Советы депутатов. Остался только горсовет Усинска, который сегодня решает, как жить и на что рассчитывать жителям той же Усть-Усы или Мутного Материка – это старинные сёла, расположенные за сотню и более километров от Усинска, и где не ступала нога многих депутатов горсовета, но, тем не менее, они решают судьбу сельских жителей.
Ликвидация сельских Советов и сокращение управленческого персонала на местах лишь ускорили все негативные социально-экономические процессы. Зато был достигнут основной показатель – сокращение административного аппарата.

То ли ещё будет…
Создание муниципальных округов – это проекция с городских округов. То есть на местах также будет постепенно уничтожаться советская власть. Либо хитростью, либо обещаниями. Пока неизвестно, как будет происходить этот процесс, но он практически неизбежен, если, конечно, федеральный закон не подкорректируют.
Если кто не догадался, то речь в данном случае идёт о перспективах Заполярного района Ненецкого округа, который в своём нынешнем виде совершенно не вписывается в федеральное законодательство. Вполне возможно, что на его базе будет обсуждаться создание нескольких муниципальных округов, дабы соблюсти один из основополагающих принципов – муниципальная власть должна быть для жителей в «шаговой доступности». По действующим сейчас нормам местная власть считается малодоступной, если до сельской или поселковой администрации жителю нужно добираться 15 километров, и недоступна – если это расстояние превышает 25 км. Понятно, что эти нормы, как ни примеряй, никогда не подойдут к территориям Крайнего Севера.
Очевидно, что после ликвидации административно-управленческого звена нижнего уровня, в условном населённом пункте последует закрытие почты, потом школы с фельдшерско-акушерским пунктом. После чего он получит статус неперспективного со всеми известными последствиями.

Быть бдительными
А теперь вернёмся к самому главному – нынешняя административная реформа направлена на упрощение управления территориями через ликвидацию сельских и поселковых Советов, которые часто мешают промышленникам вести сомнительную хозяйственную деятельность, а также на сокращение управленческого аппарата.
Но не всё так безнадёжно, как может показаться исходя из вышесказанного. Реформирование поселенческого звена местного самоуправления возможно лишь по решению самих Советов, как предписывает федеральное законодательство. Главное быть бдительными, не поддаваться разного рода уловкам и помнить, что местные депутаты – это тоже власть. И стародавний лозунг «Вся власть Советам!» в нынешнем веке заиграл новыми и весьма неожиданными гранями.

Игорь ЧАЙКИН