Северный мезальянс*. Ненецкий АО хотят стереть с карты России

1030

Неожиданное решение Кремля направить губернатора НАО Александра Цыбульского в Архангельскую область, где он занял аналогичную должность только с приставкой врио и теперь готовится к всенародным выборам руководителя региона (единый день голосования 13 сентября), породило пересуды о возможном слиянии двух субъектов федерации.

Впрочем, из своих намерений чиновники не стали делать большого секрета. Прошло чуть больше месяца после отбытия господинаЦыбульского в Архангельск, а он вновь в Нарьян-Маре, приезжал13 мая для обсуждения, в том числе, весьма болезненной для жителей округа темы объединения.

Минус шесть

Напомним, в нулевые годы под оптимизацию административного устройства страны попали шесть автономных округов из 10, перечислять их нет смысла, кто захочет, узнает из интернета. Главное не в самом процессе, а в результате. А он, увы, не оправдал ожиданий.

Вхождение в 2006 году того жеЭвенкийского автономного округа (ему был придан статус муниципального района) в Красноярский край привело к катастрофическим последствиям. Начался процесс закрытия  в населённых пунктах малокомплектных школ, а где нет школы, там нет будущего. Люди стали покидать родные места. Произошла деградация медицины, снизилась доступность государственных услуг. Что там говорить, проблемой стало оформить должным образом кончину родных и близких. На весь бывший округ – один судмедэксперт, который в любой момент может отбыть в командировку или в отпуск.

В 2007 году НАО чудом не попал под «каток» оптимизации. Всё ограничилось подписанием протокола о передаче части полномочий НАО Архангельской области. В 2014 году был заключен договор о взаимодействии, регулирующий отношения двух субъектов федерации. Он был пролонгирован совсем недавно – осенью прошлого года. Казалось бы, тема объединения закрыта и цивилизованно оформлена в договорные отношения, но теперь мы видим, что была лишь временная передышка.

Много вас?

Согласно договорённостям НАО отчисляет Архангельской области 8 процентов от своих доходов. 16 процентов идёт на развитие самого округа, всё остальное уходит в Москву. В принципе, схема отношений весьма приемлемая, но что же тогда не устраивает Кремль?

Уже давно заявлено, что в России слишком много самостоятельных регионов (после ликвидации шести округов появилось два новых субъекта – Севастополь и Крым), из-за этого якобы возникают сложности в управлении – оно громоздкое и неэффективное. Плюс НАО самый малочисленный субъект в России.

Логика в этих посылах есть, но есть ещё и другой важный момент, который публично не озвучивается. Архангельская область сама себя не может прокормить   (согласно данным Министерства финансов России, область в 2019 году в виде дотаций получила из федерального бюджета чуть больше 9 миллиардов рублей), а присоединение малочисленного субъекта-донора, чуть выправит финансовую ситуацию. Хотя со стороны это и выглядит откровенной наглостью.

Богач-бедняк

И ещё о деньгах. По данным Росстата, в НАО по итогам 2019 года среднедушевой ежемесячный доход населения — 80 тысяч 973 рубля. В Архангельской области с учётом доходов жителей НАО – 33 тысячи 789 рублей. Без НАО – 28 тысяч 124 рубля. Как видим, есть что сравнивать.

И в этой связи, к месту будет напомнить слова Президента РФ Владимира Путина, сказанные им в декабре 2017 года на заседании Госсовета, где речь шла об укрупнении регионов: «Во-первых, у нас есть Конституция, есть соответствующие законы, мы не можем, и не будем навязывать это в явочном порядке. Во-вторых, у нас уже было укрупнение регионов. В советское время были созданы крупные, мощные суперрегионы. Результат хорошо известен — распад Советского Союза…»

А ещё гарант Конституции говорил о том, что укрупнение регионов должно подстегнуть экономическое развитие и улучшить инвестиционный климат.

У самих проблемы

Все эти «подстегнуть» вкусно смотрятся лишь на бумаге, но не имеют никакого отношения к реальной жизни. Даже если Архангельская область получит статус нефтегазового региона, то ровным счётом ничего не изменится, по крайней мере, в обозримом будущем. Мировая конъюнктура на энергоносители резко поменялась. Сегодня в НАО не знают, как свести концы с концами, так как бюджет региона на две трети пополняется за счёт налога на имущество нефтегазовых компаний и соглашения о разделе продукции с нефтедобытчиками.

Бюджет на 2020 год в НАО был свёрстан из прогнозируемых доходов в размере 17 миллиардов 225 миллионов рублей. При этом объём расходов был запланирован в размере почти 20,5 миллиарда рублей. Теперь все бюджетные параметры придётся кардинально пересматривать из-за катастрофического падения цен на нефть. Ох, как некстати «вынырнула» тема объединения!

Есть что терять

В истории НАО был достаточно большой период, когда часть окружных полномочий исполняла область. Возникала масса проблем, в том числе и из-за большой удалённости от центра принятия решений. В случае объединения регионов округ не сможет принимать законы, иметь самостоятельный бюджет. За этими абстрактными понятиями стоят конкретные люди, которые потеряют нынешние северные коэффициенты. Они повыше, чем у соседей, поскольку изыскиваются дополнительные средства из бюджета и из финансовых поступлений от коммерческих структур.

Надо ли говорить, что грозит урезание помощи людям старшего поколения, которые имеют возможность дополнительно получать средства из бюджета НАО, будет сокращено финансирование программ по поддержке коренных и малочисленных народов и так далее. Понятно, что многие окружные чиновники, представляющие федеральные структуры исполнительной власти, с потерей НАО статуса субъекта федерации останутся не у дел.

Ждём «пряников»?

И все же объединение НАО и Архангельской области в данный исторический отрезок времени выглядит маловероятным. Хотя упомянутые выше шесть субъектов России имели массу различий, но объединяло их то, что они сами в ходе референдума изъявили желание потерять свой самостоятельный статус.

Согласно действующему законодательству, объединению предшествуют народные референдумы. Если жители Архангельской областью с большой долей вероятности выскажутся за присоединение новых территорий, то вот в НАО с дружным одобрямс не получится. Нужны какие-то «пряники» от федерального центра, чтобы убедить большинство жителей НАО проголосовать за нужный Кремлю результат. Но их нет. Значит, будут менять законодательство? Но не будем заглядывать так далеко, тем более, что официально ещё даже не заявлено о начале обсуждения самой темы объединения.

Казус Цыбульского

Запустив кампанию по объединению регионов, «единоросс» Цыбульский рассчитывает получить дополнительные голоса в выборной кампании. По идее его должны будут поддержать представители партии власти в НАО, но всё это будет смотреться весьма комично, поскольку идея присоединения абсолютно нерентабельна, и никаких политических дивидендов не сулит.

Единственная парламентская партия, которая последовательно отстаивает самостоятельность региона – это Ненецкое отделение КПРФ. В нынешних условиях коммунисты и их сторонники не намерены отсиживаться в «окопах», поэтому в политической жизни НАО ожидается много сюрпризов.

Не повторить судьбу Яренска

Если оставить за скобками территории Архангельской области, расположенные в Северном Ледовитом океане, то Ленский район по праву можно считать самым удалённым от Архангельска: по автодороге от райцентра Яренска нужно преодолеть более 800 километров! До Сыктывкара всего 160! В 1780 году Яренск и Усть-Сысольск (прежнее название Сыктывкара) получили статус городов. В 1924 Яренск его лишился, теперь это село, в котором проживает порядка четырёх тысяч жителей, а Сыктывкар – столица субъекта федерации.

Сегодня в Яренске мало что напоминает о его былом статусе: в самом центре полуразвалившиеся деревянные дома с покрытыми зелёным мхом крышами, на улице ощущается резкий запах от выгребных ям… Ленский район прежний губернатор Архангельской области планировал отдать под обустройство свалки для московского мусора. Взамен москвичи даже пообещали выделить средства для строительства новой районной больницы. Но местные не захотели жить рядом с токсичной свалкой на Шиесе. Ну, а столица передумала вкладываться в местное здравоохранение. Больше желающих помочь району, где развалена вся инфраструктура и фактически нет никакой работы, не находится. Народ живёт за счёт дикоросов и без каких-либо иллюзий насчёт светлого будущего.

Чтобы на машине выехать в Архангельск, надо преодолеть десятки километров по грунтовой дороге, которая после ливней становится непроходимой, затем ждёт паромная переправа через Вычегду. То есть в весенне-осенний период райцентр, по сути, отрезан от Архангельской области. Конечно, можно добраться до Архангельска через Сыктывкар, но это какой же надо делать крюк!

К чему это вдруг здесь вспомнили о Яренске? Похоже, Нарьян-Мару готовят такую же участь стать полузаброшенной окраиной бедного российского региона.Но как показали события вокруг Шиеса, не всё так беспросветно. Северяне за последние два года научились выходить на протестные акции и, несмотря на запугивания со стороны правоохранителей, чиновников, негодяев, прячущих свои лица под чёрными масками, добились отставки «мусорного» губернатора Игоря Орлова и приостановки возведения «полигона смерти».

Так что последнее слово в вопросе определения будущего Ненецкого автономного округа остаётся за его жителями.

*Мезальянс — неравный брак (устар.)

 

Ненецкий ОК КПРФ