Законопроект «единороссов» ускорит деградацию территорий Крайнего Севера.

493
В государственную думу внесён законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в системе публичной власти». Он подготовлен представителями партии Единая Россия депутатом Госдумы Клишасом и сенатором Крашенинниковым по итогам последних поправок в Конституцию РФ, против принятия которых проголосовало большинство избирателей Ненецкого автономного округа.

Этим проектом предусмотрена ликвидация всех сельских и городских поселений округа. Уйдут в прошлое советы сельских и поселковых депутатов, будут сокращены должности глав муниципальных образований и упразднены их бюджеты.

Почти все населённые пункты округа не имеют регулярного наземного сообщения с окружной столицей и Большой землей. В связи с этим для Крайнего Севера имеет важное значение наличие глав, способных принять решение на местах и депутатов, представляющих интересы жителей. Можно приводить много примеров, когда именно главы и местные депутаты предупреждали возникновение чрезвычайных ситуаций. Вспоминается история с выявлением недостачи дизельного топлива в Амдерме, едва не поставившая посёлок на грань коммунальной катастрофы зимой 2019 года. Кто в подобных ситуациях после этой «реформы» будет «бить во все колокола» и брать на себя ответственность на местах в сотнях километров от окружного центра?

Не случайно эта инициатива не идёт от наших земляков и муниципальных образований, а в очередной раз спускается сверху «как снег на голову». Перевод «на дистанционку» управления таким сложным социальным организмом, как удалённый северный посёлок или село, неизбежно ускорит его деградацию и отток населений, приведёт к снижению качества жизни.

В связи с изложенным этот законопроект противоречит утверждённой указом Президента РФ «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Ведь в качестве рисков развития Арктической зоны в Стратегии как раз и указаны сокращение численности населения, низкий уровень доступности качественных социальных услуг, благоустроенного жилья в населённых пунктах, расположенных в отдалённых местностях, в том числе, в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов.

Сегодня сельские и поселковые советы — это возможность для каждого поучаствовать в управлении, избравшись депутатом. На уровне муниципального округа (района) это сделать сложнее и материально затратнее. А главное, депутаты местных советов и главы несут ответственность перед земляками и лично заинтересованы в развитии поселения, потому что здесь живут их семьи.

Реформаторы в ответ заявляют, что на местах введут институт старост и оставят неких представителей от администрации муниципального округа. Но, простые назначенцы без прав, полномочий и локального бюджета просто не могут представлять власть на десятках, а порой и сотнях километров вокруг населённого пункта и в основном станут работать на отчёты перед руководством.

Кроме того, сельские депутаты — это опора региона и земляков в критической ситуации. Это показал кризис с попыткой объединения-слияния Архангельской области и НАО. Именно сельские советы публично выступили против этой разрушительной инициативы. Среди них даже были народные избранники, представляющие правящую партию. А вскоре позиция сельсоветов не позволила повторно выдвинуть на должность сенатора от губернатора НАО , публично поддержавшую инициативу упразднения субъектности нашего округа.

Казалось бы, ликвидация местных советов должна хоть как-то компенсироваться ростом влияния жителей на глав поглотивших их муниципальных округов. Но, такой механизм действующим проектом не предусмотрен. Напротив, до предела расширяются полномочия губернатора по выбору кандидатур глав и отрешению их от должности. Появляется такой соблазнительный для руководителя региона вариант, как представление двух кандидатур на своё усмотрение. Даже без проведения формальных конкурсных процедур, как, например, сейчас в городе Нарьян-Маре. При этом ставший не нужным губернатору и правящей партии глава может быть легко снят с должности с расплывчатой формулировкой «за недостижение показателей эффективности деятельности». С учётом того, что правящая партия уже лишила жителей НАО права выбора самого губернатора, мы получим полностью не подотчётную нашим землякам исполнительную вертикаль. А к каким последствиям порой приводит назначаемость, а не выборность должностных лиц, мы с вами прекрасно знаем на примере меморандума 13 мая 2020 года.

Особенно меня возмутила позиция руководства Собрания депутатов НАО по обсуждению данного законопроекта. Никаких публичных обсуждений или согласований с местными советами, которых этот проект закона просто ликвидирует, а главное, с жителями сельских и городских поселений!
Для учёта интересов земляков ненецкие депутаты-коммунисты подготовят предложения и замечания к данному резонансному законопроекту и направят их в адрес однопартийцев во фракцию КПРФ в Государственной Думе.

Михаил Райн
Первый секретарь окружкома КПРФ, депутат СД НАО