20-ЛЕТИЮ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ…

1175

 

                                                                                                                                  


Равнозначны ли были Всероссийский референдум и всенародное голосование в  1993 году?

12 декабря 2013 года исполняется 20 лет со дня принятия всенародным голосованием Конституции Российской Федерации. Термины всенародное голосование и референдум в тот период  на некоторое время стали «неравнозначными».

Будучи участником некоторых событий предшествующих принятию Конституции РФ 12.12.1993 года хочу поделиться информацией и некоторыми фактами с теми, кто в этом не принимал активного участия в то время или  не принимал в то время участия в голосовании в силу не достижения 18-летнего возраста. Большая, но не бóльшая, часть избирателей  России вообще не принимала  участия в голосовании по Конституции 12 декабря 1993 года. И на то  были разные причины…

День голосования 12 декабря 1993 года в принятой Конституции РФ обозначен как День всенародного голосования (часть 1 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации).

День всенародного голосования 12 декабря 1993 года считается днем принятия Конституции Российской Федерации. Так записано в действующей Конституции РФ. Одновременно было прекращено  действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России (ранее РСФСР), принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями. Отсюда можно сделать  вывод что  Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России, принятая 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями действовала до момента опубликования новой Конституции РФ, то есть до 25.12.1993 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 09.12.1992 N 4061-1).

В статье 5 Конституции РФ от 12 апреля 1978 года  было закреплено, что  наиболее важные вопросы государственной жизни в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации, выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Всенародное голосование и референдум были равнозначны по Основному закону, действовавшему в тот период. В то время действовал и Закон РСФСР от 16.10.1990 N 241-1 «О референдуме РСФСР», который утратил силу в связи с принятием Федерального конституционного закона » О референдуме Российской Федерации» от 10.10.1995 N 2-ФКЗ. То есть почти через два года после голосования 12 декабря 1993 года. Юридически этот закон действовал еще почти два года. В статье 1 этого Закона было дано понятие референдума РСФСР.

Всероссийский референдум — всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Республики. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой. Это подтверждает вывод, что эти термины были равнозначными, как наименования Российская Федерация и Россия в действующей Конституции РФ (часть 2 статьи 1).

Право принятия решения о референдуме принадлежало Съезду народных депутатов РСФСР, а в периоды между съездами — Верховному Совету РСФСР (статья 9 Закона РСФСР от 16.10.1990 N 241-1 «О референдуме РСФСР»). Решение о проведении референдума могло приниматься  Съездом народных депутатов РСФСР или Верховным Советом РСФСР по их собственной инициативе, а также по требованию лиц, указанных в статье 10 названного выше  Закона. Президент РФ Ельцин Б.Н. таким правом не обладал. Однако это ему не помешало осуществить свои планы, а скорее всего и планы других лиц заинтересованных в таком исходе событий… О том, что в окружении Анатолия Чубайса в то время работали сотрудники ЦРУ США, было известно, но не всем. Зато об этом 25 апреля 2013 года по центральным каналам телевидения было сказано президентом России В.В.Путиным. Все россияне это восприняли как должное… Не трудно догадаться, а что же делали сотрудники ЦРУ США в окружении Чубайса в то тяжелое для России, и её народа время… Уж точно, что не пытались восстановить рухнувшее  производство или остановить рост цен на потребительском рынке России!

 

Горячая  осень 93-го…  или события 21 сентября — 4 октября 1993 года… Законы «под сукно», а  Указы президента РФ Ельцина — в жизнь!

                                                                                                                   

          с сайта: http://comstol.info/2013/09/aktualnyj-kommentarij/7658 

21 сентября 1993 года в 20 часов электронные СМИ передали Указ № 1400  «О поэтапной конституционной реформе в РФ» и обращение к гражданам России президента Бориса Ельцина. Он объявил, что упраздняет конституционный строй, Советскую власть, Конституцию РФ, «разгоняет к чертовой матери» Съезд народных депутатов и Верховный Совет, а до принятия сочиненного «под него» нового «Основного Закона» и избрания Федерального Собрания будет править посредством своих «указов». На этот Указ и обращение к гражданам России сразу же отреагировал Конституционный суд России. Около трех часов продолжалось ночное (с 21 на 22 сентября 1993 года) заседание Конституционного суда РФ. Что означало это заключение КС? Только одно: президент Ельцин, согласно многим статьям Конституции РФ, с момента подписания им указа  и выступления по телевидению юридически уже не являлся президентом России.

В ту же ночь, с 21 на 22 сентября 1993 года, Верховный Совет России, основываясь на заключении Конституционного суда, принял постановление о вступлении в отношении Б. Ельцина в силу статьи 121.6 Конституции Российской Федерации, которая гласила: «Полномочия президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно».

Десятый чрезвычайный Съезд народных депутатов РФ на своем первом заседании в ночь с 23 на 24 сентября 1993 года утвердил это постановление практически единогласно. С этого момента ни один орган исполнительной власти, ни один чиновник, ни один министр не имели права выполнять какие-либо распоряжения и приказы Ельцина. Их к этому обязывал закон. Однако нашлись и немало… Так позже напишет  об этом Александр МОЛЧАНОВ в публикации  — БЕЛЫЙ ДОМ, ЧЁРНЫЙ ДЫМ (Доктор исторических наук, профессор).

 Предыстория 

В то время я работал  заместителем главы администрации Белгородской области — председателем  комитета по экономике и экономической реформе. Мне было 37 лет. На эту должность  был назначен в июне 1992 года после завершения обучения в Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР (в январе 1992 года она была переименована в АНХ при Правительстве РФ). В апреле 1992 года  вернулся в Белгород после 6-месячной стажировки в Японии, в мае защитил дипломную работу в Академии.

То, что я увидел по возвращении, для меня было шоком. Город за шесть месяцев превратился в сплошной базар. Полувековые каштаны были опутаны бельевыми веревками, на которых было развешено всякое белье. Торговали везде и не обращали ни на что внимание. Газон не газон, памятник не памятник… Было вытоптано все… Одни покупали, а другие продавали и потом менялись местами. Дорога в Польшу уже была налажена еще в последние годы правления Горбачева. Туда везли все, что пользовалось у поляков спросом. В основном металл (сверла, фрезы, напильники и т.д. и т. п.). Все это менялось на одежду, обувь и прочее. Заводы и фабрики остановились (сегодня этих заводов просто уже нет). Рабочим перестали выплачивать заработную плату, и они уходили в отпуска без содержания. Ехали в Польшу, а потом «открылась» Турция… Через Дальний Восток были налажены поставки китайского ширпотреба весьма сомнительного качества. И это длилось несколько лет. Магазины опустели сразу после введения свободных цен с 02.01.1992 года. Либерализация цен или «шоковая» терапия Гайдара и его коллег дала быстро о себе знать. Шла только спекуляция или как это называлось раньше. В 1992 году это стали называть бизнесом… Не приспособившиеся к такому «бизнесу» либо попросту спивались, либо просто тихо теряли человеческий облик. Возросло число суицидов. Не лучшим образом дела обстояли и на селе. Коллективные хозяйства разрушались, а крестьяне оказались не нужными. Фермерство, которое так широко рекламировалось результатов, ощутимых не дало. В 1992-1993г.г. в Белгородской области урожай выращенный фермерами был в пределах 1 % от валового сбора зерновых! Не выдержало на селе бытовое обслуживание. Закрылись все парикмахерские и сельские мужики стали стричь друг друга. Освоили эту «профессию». С трудом удерживалась потребкооперация в сельских населенных пунктах. В результате и на селе также стали заниматься бизнесом «купил-продал» или «украл-продал»… 

                                                                 

             Из архива газеты «Белгородская правда», 1992 год

Люди были вынуждены этим заниматься, и их за это не следует осуждать. Их к этому вынудили «реформаторы». Ситуация усугублялась еще тем что из Харькова, который в 70 км от Белгорода и численностью около 2 млн. человек стали ехать жители Украины (уже «независимой») и все скупать. Государственной границы как таковой еще не было, и она еще не была демаркирована. Закон «О государственной границе РФ» будет принят только 01.04.1993 года. Таможня была тоже еще в зачаточном состоянии. Жители Украины «сбрасывали» свои рубли, так как у них они уже не являлись платежеспособной валютой. Двух миллионный город «наехал» на Белгород с населением в 300 тыс. человек! Настоящая денежная «интервенция» да еще при дефиците товаров, в том числе и продовольственных.

Жители Белгородской области и в городах и на селе были негативно настроены по отношению к «правлению» Ельцина и его команды. Это было в то время хорошо известно всем. На референдуме 25 апреля 1993 года избиратели Белгородской области не поддержали его курс реформ. В результате область попала в так называемый «красный пояс». Протестные настроения было хорошо видны невооруженным взглядом.

Руководство администрации Белгородской области предпринимало меры как-то смягчающие «дикий» рост цен. Вводились регулируемые надбавки к оптовым и розничным ценам на товары первой необходимости. Предоставлялись льготные кредиты для предприятий на пополнение собственных оборотных средств. Галопирующая инфляция «съедала» доходы предприятий, которые еще держали производство товаров первой необходимости.

Такие же меры предпринимались в городах и районах области. Руководство на местах это хорошо понимало. Чего нельзя сказать о руководстве самого областного центра — города Белгорода. Здесь к руководству в 1991 году пришли люди ранее никому неизвестные. Их поставили через Москву местные «демократы». Заняв кабинеты бывшего горисполкома и горкома КПСС они даже не знали за, чтобы им взяться и чем себя занять. Среди них не было ни одного хозяйственного руководителя. Начали с активных «реформ». Ранее работавшие руководители и специалисты были уволены за «нелояльность» к новой власти и принадлежность к КПСС.

Начали с аукционов по продаже государственного и муниципального имущества. Еще не было «чубайсят-ваучеров», а торговля предприятиями уже пошла. Причем делалось это без всякого экономического обоснования. Этим занимались новые структуры: комитеты и управления по государственному и муниципальному имуществу. Они подчинялись практически напрямую Москве.

По мнению тогдашнего представителя президента РФ в Белгородской области дела в части «реформ» шли медленно. Он об этом регулярно информировал Контрольное управление Администрации президента РФ Б.Н. Ельцина. Дескать, руководство области «тормозит» реформы… Выездные проверки из Москвы после этих «сигналов» выявляли недочеты в «реформах», и об этом докладывалось «наверх».

Так после одной из проверок 12 мая 1992 года президентом РФ Ельциным Б.Н. было подписано распоряжение № 226-рп » О серьезных недостатках в работе администрации Белгородской области по проведению экономических реформ». В нем в частности говорилось, что проверкой деятельности администрации Белгородской области проведенной Контрольным управлением Администрации президента Российской Федерации, установлены серьезные недостатки в проведении экономических реформ. Работа по перераспределению земель, реорганизации колхозов и совхозов, приватизации государственных и муниципальных предприятий ведется формально. В связи с несвоевременным и неполным выполнением указов по вопросам экономических реформ и учитывая, что на момент проведения проверки В. И. Берестовой занимал должность Главы администрации Белгородской области непродолжительное время,он был предупрежден о персональной ответственности за обеспечение выполнения указов Президента Российской Федерации.

В это время меня и назначили на должность заместителя главы администрации Белгородской области — председателем комитета по экономике и экономической реформе. Тогда это была своего рода «расстрельная должность». Сейчас к этому близки должности в ЖКХ… Имея за плечами 15 лет работы на производстве и два года обучения в «кузнице министров», так еще называли Академию, в которой я учился, приступил к работе по управлению экономикой области.
Время было очень непростое со всех сторон. Хозяйственные связи у предприятий были разрушены. Предприятия области ранее были связаны кооперацией с другими регионами России и некоторыми бывшими республиками СССР, в том числе и Украиной. Надо отдать должное, что специалисты комитета по экономике и экономической реформе были в основном из работников бывшего планово-экономического управления Белгородского облисполкома. Это были грамотные и подготовленные специалисты. Поэтому в этом был свой плюс. Еще одним плюсом было то, что отношения между администрацией области и Белгородским областным Советом депутатов были деловыми и не содержали политической подоплеки.
Постоянные проверки со стороны президентских структур отвлекали от дел многих сотрудников и руководителей области. Для Москвы в то время главное было не производство, а отметки показателей по перераспределению земель, реорганизации колхозов и совхозов, приватизации государственных и муниципальных предприятий. Сказать прямо — по разграблению народного хозяйства! С такими взаимоотношениями область встретила 21 сентября 1993 года!

 

Указ 1400-й от 21-го…

Как только стало известно об Указе президента РФ от 21.09.1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ» и обращении его к гражданам России, была созвана на заседание коллегия при Главе администрации Белгородской области. Членами этой коллегии по должности были все заместители Главы администрации области. Коллегия проголосовала за то чтобы не исполнять этот Указ на территории области. Каждый сам решал как себя вести в это непростое время. Руководство областного Совета депутатов нас поддержало. Так началось противостояние двух ветвей власти в России. Россия была на грани гражданской войны. Об этом сейчас много уже написано и опубликовано.

Аналитики из Пентагона США в Белгороде

23 сентября 1993 года в мою приемную позвонили. Секретарь сказала, что звонят из посольства США. В разговоре на очень чистом русском языке меня попросили о встрече на понедельник (27.09.1993г.). С Главой администрации области представители посольства встречаться не планировали. Меня это крайне удивило, и я сразу доложил об этом руководству. На что получил поручение встретиться с представителями из посольства США и выяснить их интерес. За шесть месяцев пребывания в Японии мне было привычно общение с иностранными специалистами. Но это не в Японии, а в Белгородской области… Мы, конечно, не знали цели этого предстоящего визита. 

Встреча была согласована на 11:00 в понедельник. Мной об этом был предупрежден и руководитель спецслужбы. Мы запланировали эту встречу как небольшое совещание по интересующим американскую сторону вопросам. Какие будут вопросы, мы естественно не знали. От спецслужбы должен был придти на совещание сотрудник и принять участие как сотрудник администрации области.
Время подходило к назначенному, а «гостей» все еще не было. Тогда мой помощник позвонилана пост охраны и выяснила, что «гости» уже час находятся у представителя президента РФ в Белгородской области. И ровно в 11: 00 они вошли в мой кабинет. Со мной еще были два начальника отдела. Женщина (назвалась Марией) и двое мужчин. Один примерно моего возраста (имени сейчас уже не помню), а второй примерно лет 50-ти. Второй назвался Джоном. Познакомились. Мария представилась работником посольства США в Москве, а двое других — специалистами аналитического управления из Пентагона. Это было написано у них на визитках. От наших спецслужб сотрудник не прибыл. Учитывая это обстоятельство, а также и то, что они до встречи с нами целый час были у представителя президента, мне стало многое понятно. Значит, этот визит был кем-то согласован в Москве… Русское гостеприимство (чай, кофе, конфеты и печенье) их совсем не интересовало. В беседе мне стало понятно, что они очень хорошо располагают информацией о том, что происходит в Белгородской области и в России. Прекрасное знание русского языка меня не удивило. В Японии приходилось общаться с преподавателями, которые также хорошо владели русским языком, но разговаривали через переводчика.Зато внимательно вслушивались не в перевод, а в прямую речь на русском… Американские «гости» говорили без перевода.
У американских «гостей» был заготовлен блок вопросов. Отвечая на один вопрос, в свою очередь, мне удавалось задать им два или три вопроса. Это очень раздражало моего собеседника,того что был моих лет по возрасту. Спрашивали и о возможном отделении Сибири от России, и о желании Егора Строева создать Центрально-Черноземную республику, и о количестве помощи России от США. Мои ответы видно их не удовлетворили. Потратив два часа времени и в основном впустую, они вежливо откланялись. На память они подарили мне Конституцию США. Очевидно как прообраз нашей будущей Конституции… Но в тот день, ни они, ни я не были уверены, что голосование состоится в декабре 1993 года…Это краткое изложение той беседы. Прошло 20 лет, но я никогда не забуду этой встречи. Когда-нибудь напишу об этом подробно. На душе остался горький осадок от тех дней.

Кровавый октябрь 93-го

Две недели от 21-го сентября и все закончилось кровью. Это была страшная трагедия. Результаты октября хорошо известны. Ни в одной стране мира не расстреливали законно избранный народом Парламент. И за это время не было покаяния за совершенное. В преддверии 20-летия принятия Конституции РФ об этом не говорится. Читают лекции молодежи и школьникам, но об этом умалчивается.

Тот теперь уже далекий октябрь 93-го года для многих в то время закончился трагически. Нашей команде, очевидно, повезло. 11 октября 1993 года Главу администрации Белгородской области Берестового В.И. президент РФ Ельцин Б.Н. отстранил от должности и назначил исполняющим обязанности Главы администрации Савченко Е.С. А 19 октября 1993 года остальных «бунтарей», в том числе и меня уволили с работы за отказ исполнять Указ президента РФ от 21.09.1193 года № 1400. Именно тот Указ, который Конституционным судом РФ был признан не соответствующим Конституции. Председателю КС Зорькину В.Д. это тоже не прошло даром… Думаю, что каждый в то время выбирал свой путь… Главное, что надо было суметь сохранить честь! Мне это удалось!

Меня лично больше волнуют слова Павла Басанца: «Самое страшное уже не то, что нашу Родину разворовали и продолжают грабить воры и мошенники. Не то, что мы на первом месте по употреблению алкоголя, наркотиков, количеству абортов. И не то, что коррупция разъела все государственные органы власти. Самое страшное в том, что Ложь стала главным инструментом власти, для обмана бесправного, нищего народа. И если мы не найдем в себе силы донести до людей ПРАВДУ, то разложение и растление нашего народа, приведет к развалу России, как государства…»

 
                                                                                          

 http://www.kprf.org/showthread.php?t=20456

 

Будут ли приняты последние два Федеральных конституционных закона?

За 20 лет действия Конституции 1993 года так и не приняты два Федеральных конституционных закона, которые прямо поименованы в Конституции РФ.

Первый ФКЗ по части 5 статьи 66. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Второй ФКЗ по части 2 статьи 135. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Международный день защиты прав человека

Это очень значимый день в мировом сообществе. 10 декабря 1948 года Организация Объединенных наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, провозгласив равенство всех жителей планеты перед законом, а Генеральная Ассамблея ООН выступила с предложением отмечать этот день в годовщину принятия Всеобщей декларации прав человека, как Международный день защиты прав человека. Это было 65 лет назад. Следует заметить, что Декларация не содержала обязывающих норм, она имела рекомендательное значение, провозглашалась «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства».

В 1966 году Декларацию дополнили ещё двумя важнейшими Международными пактами — о гражданских и политических правах, а также об экономических, социальных и культурных правах. От имени СССР они были подписаны 18.03.1968 года и ратифицированы 18.09.1973 года. После распада СССР Российская Федерация стала правопреемницей СССР.

В Международный день прав человека и в преддверии празднования 20-летия российской Конституции президент Владимир Владимирович Путин встретился с представителями ведущих правозащитных организаций страны. Они подробно обсудили принципы существования России как правового демократического государства, ситуацию с соблюдением прав человека в России и амнистию в честь дня рождения Основного закона страны Президент России напомнил, что ключевой частью Конституции является все то, что относится к правам и свободам человека. И это имеет в базовом документе страны приоритетное значение и особую ценность. Несомненно, шла речь и о предстоящей амнистии. Окончательная версия документа предполагает амнистию более чем для 20 тысяч граждан страны. Речь идет о тех, кто не совершал насильственных преступлений. В первую очередь, это женщины, имеющие детей, люди пожилого возраста, подростки и преступники, совершившие экономические правонарушения и получившие срок, не превышающий пять лет.
(http://rus.ruvr.ru/2013_12_10/Putin-obsudil-s-pravozashhitnikami-konstitucionnie-prava -grazhdan-6185).

Будем надеяться, что когда-нибудь Россия приблизится к правовому демократическому государству. Конституционная норма части 1 статьи 1 Конституции РФ будет востребована в полном объеме. Для нас после событий 20-летней давности это очень и очень тернистый путь! Но нам постоянно будет препятствовать, то, что мы не покаялись за события в октябре 1993 года.

 

А.В.Гончаров

11. 12 .2013 года