ПОКАЯНИЕ. КАК НА САМОМ ДЕЛЕ СОЗДАВАЛСЯ ОКРУЖНОЙ РЫБАККОЛХОЗСОЮЗ

1179

Решил написать эту статью в связи с событием, прошедшим в прошедшем году как-то тихо, незаметно для жителей  округа. В апреле 2017 года исполнилось 20 лет создания Ненецкого рыбакколхозсоюза. Нет, конечно, был хорошо организован банкет для работников аппарата этой организации, приглашены первые лица администрации округа, силовики, даже несколько человек  из бывших членов сельхозпредприятий. В некоторых деревнях, возможно, были выданы премии, подарки опять же узкому кругу пенсионеров.

Это, конечно, хорошо, но ведь рыбакколхозсоюз создавался не для этого. Ставились большие задачи по развитию села, сельхозпредприятий, улучшению жизни колхозников, а что получилось на деле? Узнаю, что самая высокая зарплата в округе в рыбной отрасли. Но оглянитесь вокруг, посмотрите, как живется в деревнях вдоль Печоры. Стыдно перед людьми, жителями рыболовецких деревень. Почему? Да потому что сейчас пользуется плодами, которые создавались усилиями колхозников в течение  многих десятков лет, кучка людей, родственники, друзья и близкие к руководству и руководители бывших крупных хозяйств, получающие огромную зарплату не известно за что…Толчком написания послужило и то,  что прочитал небольшую книжку «Лабожское, нет родней моей деревни». Сразу скажу очень, она  понравилась, с удовольствием перечитывал несколько раз. В ней много исторических справок, красивых фотографий, в том числе пенсионеров, заслуженных уважаемых людей. Если не считать того, как в ней В.Б.Терентьев, уважаемый мною человек, рассказывает, что в 1997 году именно А.А. Дитятев предложил отделиться от Архангельского рыбакколхозсоюза!?

Но так ли это на самом деле?  А как же колхозные собрания, жаркие споры?  Вопрос был не простой, даже очень даже сложный. Поэтому и решил написать, что бы восстановить историческую справедливость, что бы молодежь знала, что хотели их деды, родители и что в итоге получилось.

Впервые вопрос об отделении вставал еще в начале девяностых годов на заседаниях правления Архангельского рыбакколхозсоюза, в систему которого входил и рыболовецкие колхозы округа.

Почему взаимоотношения с Архангельским рыбаксоюзом тогда обострились? Да все банально просто – рыболовецкие колхозы округа,  имея морские рыбодобывающие суда,  дававшие значительную прибыль, почти ни чего от этого не имели. Заработанные средства оседали в основном в области,  на строительство каких то заводов по переработке помидоров, пивзаводов, жилых домов, домов отдыха для моряков, в которых, наши рыбаки  никогда не бывали. Например, в колхозе «Родина» колхозники получали не 80 процентов климатических надбавок, положенных по закону, а только 60 процентов, т.к., говорили нам, что нет денег. На достройку второго морского рыболовецкого судна, фермы, завоз дизельного топлива, дизельного масла и бензина, строительства нефтехранилища приходилось брать кредиты по большие проценты – с двумя нулями. И это было почти во всех хозяйствах.

Поэтому мы и стали открыто  выступать на собраниях в объединении Архангельского рыбакколхозсоюза об отделении от них. Меня и  Е.И.Берлякова поддерживали «аксакалы» колхозного производства Кыркалов И.К, Коткин П.Г…После этого к хозяйствам некоторое время стали относиться получше.

Однако в конце 1996 года в ходе моего ежегодного отчетного выступления, как директора Оптового продовольственного рынка «Ненецкий», перед учредителями этого предприятия, также как депутата окружного собрания от 12 деревень нижнепечорья, в д. Лабожское узнал, что Архангельский рыбакколхозсоюз задолжал сельхозпредприятию «Родина» более 1 млрд. рублей (в тех ценах). Поговорили с членами колхоза и решили назначить собрание с вопросом об отделении. По приезду в Нарьян-Мар, нашел понимание у Л.И.Саблина, заместителя председателя окружного Собрания депутатов (главного  эксперта по экономике округа), поддержал и обещал всю необходимую помощь так же вновь избранный глава администрации округа В.Я.Бутов.

Первое собрание о выходе ненецких рыболовецких колхозов из системы Архангельского рыбакколхозсоюза прошло в д.Лабожском спокойно, проголосовали почти единогласно. Но вот на второе собрание в д.Коткино мы уже ехали на вездеходе не одни, прибыли из Архангельска первый зам. председателя рыбакколхозсоюза, кандидат наук Ю.П.Шуваев, зам. по экономике О.А.Труфанова. Они то и начали яростно выступать за сохранение своего объединения. Конечно, молодому тогда председателю колхоза «Сула» А.И. Коткину, нелегко приходилось, поэтому пришлось выступать и мне. Мы поднимались по несколько раз, у каждого свои доводы. Молодые колхозники поддерживали отделение, но много было и тех, кто не хотел перемен. И вот тогда  встал Павел Гаврилович Коткин, который руководил этим хозяйством много лет и сказал свое веское слово. «Мы, конечно, большие друзья с Дмитрием Михайловичем Волынцом (в то время был председателем Архангельского рыбакколхозсоюза), много пудов соли съели, но я поддержу при голосование предложение Кабанова  и лабожских колхозников». Мы тогда прекрасно понимали, как не легко это ему далось, но надежды на улучшение жизни колхозников взяли верх над многолетней дружбой. Авторитет у этого человека был огромный и, конечно, при голосовании об отделении все подняли руки. Это был самый главный момент при принятии решения о создании самостоятельной окружной организации.

По приезду в с.Великовисочное на собрание также выступали представители Архангельского союза, выступал и молодой тогда председатель хозяйства Дитятев А.А. Слух об отделении дошел до этого села из деревни Коткино быстрее нашего приезда, поэтому из зала постоянно вносились предложения о голосование, но принцип демократии и выполнения всех формальностей, во избежание дальнейших судебных споров, необходимо было соблюсти. То же самое произошло и на собрание в сельхозпредприятие «Победа» села Оксино. Выступил в поддержку отделения молодой руководитель В.Е.Качанов, а архангельские руководители выступали уже не с таким азартом, да и мне много говорить не пришлось. Промолчал и присутствовавший на собрании Н.И.Быхан, ранее руководивший хозяйством и переехавший на работу в Архангельский рыбакколхозсоюз. В Андег мы ехали уже без гостей. Руководитель сельхозпредприятия Н.Г.Кузнецов также выступил на собрании,  привел свои цифры в пользу отделения. В Нижнию Пешу и Несь мы уже не ездили, не знаю даже, был там кто против или нет. Теперь главное было  правильно провести и оформить протоколы собрания.

Конечно, большой объем работ предстояло провести по разделению имущества, поэтому необходимо было избрать руководителя, команду. В Администрации округа долго спорили, кого назначить. Мне удалось убедить главу округа Бутова В.Я. о назначении своего, сельхозника – рыбака. Так и была предложена кандидатура А.А. Дитятева, к которому, кстати, у руководства округа было много вопросов по его бытовому поведению. В рыболовецких сельхозпредприятиях  по большинству голосов поддержали эту кандидатуру. В дальнейшем мне было предложена работа в администрации округа заместителем главы округа по сельскому хозяйству и продовольствию в т.ч. и для решения всех вопросов по созданию своего окружного рыбакколхозсоюза. Сложив с себя полномочия депутата окружного Собрания, в населенных пунктах округа просил население избрать вместо меня депутатом руководителя вновь создающего союза, т.е. А.А. Дитятева. О чем сейчас очень жалею…

 

И что из этого получилось

И вот тут стал узнавать, что что-то пошло не так, как намечалось, и о чем мечтали труженики села, ветераны колхозного производства. Колхозные собрания стали проходить в населенных пунктах формально, при малом количестве людей. Фактически колхозников бывало меньше (просто всех не приглашали, а порой просто не пускали), чем руководителей рыбаксоюза со свитой. Дело в  том, что вопросы ставились о ликвидации коров в деревнях, якобы не выгодно. То же самое касалось электростанций, гаражей, сельхозтехники и прочее. Конечно, люди были категорически против…и тогда в ход шли запугивания, наиболее активные колхозники со стажем «стали странным образом умирать и погибать». Об этом много писалось в разных газетах, в том числе архангельских. Некоторые из них мне регулярно пересылались, как бы ставя в укор – «кого  ты нам навязал?». Кстати, до сих пор несколько газет храню, как хорошую пощечину.

И что в итоге? В деревнях  скота сократили в десятки раз, в Великовисочном из стада трех отделений осталось всего 40 коров, а в некоторых деревнях вообще нет. Это привело к массовой безработице на селе. Осталась расширяющаяся, но ничего не производящая местная сельская власть и подчиняющие ей организации, сидящие на окружном бюджете. А как людям жить, как набирать трудовой стаж в округе….

А теперь вернусь немного к истории, в том числе на примере небольшой книжечка про Лабожское, которую уже упомянул и рассказам людей, которые там жили и работали. Колхозы в округе, в том числе рыболовецкие создавались в 30- 40 годы прошлого столетия. Тяжелое было время, а тут еще  нагрянула война. Но в то время колхозники работали не покладая рук, все жители деревни ходили на заготовку кормов, спали всего по несколько часов, недоедали. Получали копейки, но не роптали. Однако даже в этих условиях никакой речи не шло об уничтожении скота: лишь бы сохранить коровушку — кормилицу деревень, да и городские жители в накладе без продукции не остались. Бурное развитие сельскохозяйственное производство в округе, в том числе и рыбной отрасли, получило в послевоенное время. Некоторые колхозы становились миллионерами, колхозники были со своим качественным мясом, молочной продукцией  и рыбой. Не знали что такое безработица. А в нынешнее время?  Сельхозпродукцию отвратительного качества в город откуда только не везут.

Возникает много вопросов: зачем все это делалось? Для чего уничтожалось сельское хозяйства в своих населенных пунктах? Причем, уничтожалось сознательно. В том числе с молчаливого согласия  депутатов, которые и сейчас у власти.  А куда силовики смотрели? Раньше за каждую забитую корову  прокуратура проверки устраивала…

Почему и кому продали морское судно пятой сери 1620 «Печора» колхоза «Родина, которое мы с таким трудом приобретали, в то же время старые суда четвертой серии оставили? И за какие средства, с каким судном зарегистрировалось фирма, одним из учредителей которой являлся двоюродный  брат  «хозяина» Ненецкого рыбаксоюза А.А. Дитятева. К тому же он является руководителем Мурманской базы этого союза. Это я сам проверил в интернете. У меня, как и у жителей осиротивших деревень, еще много вопросов.

После приезда в округ председателя комитета рыболовства России Крайного, квоты на добычу рыбы стали продаваться, а не как раньше, когда мы отстаивали, что бы довались на субъекты федерации. Был бы хоть какой-то контроль местной власти.  Почему на этом останавливаюсь? Логика тут проста — прибран к своим рукам флот, куплено с поддержкой округа новое судно, хороший сейнер.  А кто фактический владелец тоже понятно – в основном все колхозные паи скуплены  «нужными людьми»,  завтра «хозяин» зарегистрирует все это в другом регионе или в оффшорной зоне. Жилье, счета за границей есть…От этих людей уже можно ждать и не такого.

Одно  утешает, пока работают такие руководители сельхозпроизводством, каким является  Алексей Игнатьевич Коткин и трудятся твердые, не поддающиеся ни на какие авантюры коткинчане, теплится надежда, что сельскохозяйственную продукцию мы будем кушать свою, проверенную, местную. А сейчас еще у него хорошая задумка — возобновить работу рыборазводного участка. И это правильно, так как кто больше добывает местной рыбы, тот и должен восстанавливать рыбные запасы. Ему бы возглавить окружной рыбакколхозсоюз — пользы для сел было бы значительно больше,  появился бы окружной цех по разведению молоди и зарыблению ею не только озер, но рек, как это делается в субъектах РФ.

И еще. Чем руководствуются власти округа, принимаемая решения по сельскому хозяйству?  До каких пор руководить сельским хозяйством будут не бывшие силовики или торговые работники, а люди проработавшие в этой отрасли не один год, тогда и экономика будет во главе угла. Будет создана система планирования, которая существовала в советское время и которую мы стремились сохранить в конце 90 годов, когда округ был одним из лучших в стране. Тогда каждым направлением руководил специалист, поработавший на «земле».

В заключение хочу сказать, что о том, почему, с какой целью отделялись от области и как создавали свой рыбаксоюз, можно  прочитать в газете «Нярьяна Вындер» за начало 1997 года, а так же в первые годы его работы. Кроме того, еще живы рыбаки-колхозники, участники тех собраний.

Ветеран сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности округа В. Кабанов