Считайтесь с мнением живущих на этой земле

1029

Общественные слушания должны проводиться не для галочки, а для исправления недостатков проектов

23 января в администрации Заполярного района состоялись общественные слушания на тему «Обустройство куста №2 месторождения имени Ю.Россихина».

Заказчик проекта – ООО «Лукойл-Коми», исполнитель –Научно-исследовательский и проектный институт нефти и газа Ухтинского государственного технического университета.

В проекте — вывоз всех видов отходов

Немного истории. Раньше месторождение имени замечательного геолога Юрия Россихина называлось Восточно-Ярейюское. На нём были пробурены поисковые скважины 300- и 301-я, которые дали приток нефти на глубине 4600 метров. Бурила «Ухтанефтегазгеология».

С 2012 года предприятием «Лукойл-Коми» ведётся подготовка к промышленной разработке двух нефтяных месторождений – имени Россихина и Восточно-Сарутаюского, извлекаемые запасы обеих оценены более чем в 20 млн тонн нефти. Капитальные затраты на реализацию проекта составят более чем 1 млрд долларов.

На месторождении им. Ю.Россихина  построена ЦПС мощностью до 1,7 млн тонн нефти в год. По 20-километровому нефтепроводу товарная нефть с ЦПС поступает в магистральный нефтепровод Харьяга-Южное Хыльчую, а затем на Варандейский ледостойкий стационарный морской отгрузочный причал.Осенью 2013 года месторождение имени Ю. Россихина введено в круглогодичную эксплуатацию. Чуть раньше нефтяники ТПП «Лукойл-Севернефтегаз» ввели в эксплуатацию и Восточно-Сарутаюское месторождение.

О проекте по обустройству куста №2 докладывал ведущий инженер НИПИ нефти и газа Вадим Серов. Он кратко рассказал, где будут находиться проектируемые объекты – нефтегазопровод, площадка куста скважин №2, вертолётная площадка и т.д. и особое внимание уделил мероприятиям по охране окружающей среды.

Так, в частности,он сказал, что на территории обустройства отсутствуют особо охраняемые природные территории (ООПТ), объекты культурного наследия, источники поверхностного и подземного хозяйственно-питьевого водоснабжения и зоны санитарной охраны, скотомогильники. Ближайшая ООПТ регионального значения – государственный природный заказник «Пахаченский – расположен в 37 километрах северо-западнее проектируемых объектов.

По словам докладчика, куст №2 находится в границах территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера окружного значения «Ерв». При этом СПК коопхоз «Ерв» сообщил, что пути перегона оленей в районе планируемых работ отсутствуют.

Как рассказал Серов, при обустройстве куста №2 будут проведены мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по обращению с отходами. Запланирован раздельный сбор отходов по классам опасности, вывоз всех видов образующихся отходов на полигон, принадлежащий ООО «Шротт Втормет северных широт» (г.Усинск), что позволит снизить вероятность загрязнения почвенно-растительного слоя, поверхностных и подземных вод, сохранить благоприятные санитарно-эпидемиологические условия в районе работ. Обезвреживание отходов будет осуществляться специализированными организациями, имеющими лицензии на обращение с отходами.

С негативным воздействием на природу

После доклада настал черёд общественности выступать и задавать вопросы.

— Я тот, кто смотрел ваш материал полностью, — заявляет геофизик Олег Николаевич Берестов (прим.ред. – Берестовы известная в НАО фамилия, в своё время геофизик Николай Михайлович Берестов работал главным инженеромв Полевой экспедиции №7, а его жена Галина Порфирьевна руководила профсоюзом). -Заказчики, скажите, как такое возможно – электронный отчёт за 2018 год, в администрацию вы предоставили отчёт за 2019-й, презентация от 2020-го? Это первое… Меня беспокоит и другое – почему отсутствует одна цифра – объём отходов и шламов при строительстве и  эксплуатации куста?

— На это есть проект буровиков о строительстве эксплуатационных скважин. У нас этих отходов нет! – парирует Вадим Серов.

— Госкомпания Роснефть, шламовый амбар у них  – не на площадке… шламовый амбар ещё на одном месторождении тоже не на площадке…Может, это только Роснефть такая крутая?Покажите мне такое же!  Надеетесь, что этот «Шротт…» усинский всё утилизирует? Каким образом вы всё это будете доставлять в Усинск? По договору? Не верю! – отвечает Олег Николаевич.

— Да, отходы будут вывозиться по зимнику, — стоит на своём Серов. — Если всё это остаётся на теплый период, то вывозится вертолётом.

— Про вертолёты не надо мне лапшу на уши вешать, — кипятится Берестов. –Если вы в курсе, 23 рубля нужно платить за транспортировку килограмма груза автомобилем! Стоимость часа работы спецавтомобиля – 800 рублей в сутки! Какой вертолёт?!

— По строительству подрядчик ещё не определён, — поясняет Вадим Серов. — Нужно заключить договор на строительство. У подрядчика в договоре стоит, что они должны все отходы своей деятельности вывезти и утилизировать.

— Посчитаем: 1700 скважин в Хорей-верской впадине. Если бы все вывозили отходы на полигон «Шротт…», там была бы гора километров пять, он бы уже переполнился и закрылся, — доказывает Олег Берестов. — Но этого нет! Вы не утилизируете – складируете, у вас шламовый амбар есть только на скважине №2… Я  внимательно смотрел ваш отчёт 2018-2019 годов, покажите схемку вашу! В соответствии с приказом министерства природных ресурсов амбар фиксируется на самой площадке… в отчёте 301-я площадка кустовая есть, а на схеме её нет. Я бурил 301-ю на стадии геологоразведки, когда вас в природе ещё не было и даже «Лукойла» ещё не было. В 2011 году приказом МПР Ярейюское месторождение, ныне имени Россихина, признано месторождением с негативным воздействием на окружающую природу. По отчёту 2010 года норвежского института моря и сельского хозяйства Ярейюский участок признан опасным для природы…

Приглашать  всех заинтересованных

— Ваша презентация проекта не содержит никакой информации для людей, не связанных с геологической и нефтяной отраслями, — считает руководитель НКО «Минлей» Тамара Тоскунина. — Пусть «Ерв» сообщает, что пути перегона оленей в районе планируемых работ отсутствуют. Но почему не пригласили на общественные слушания общественную организацию «Ясавэй», которая прописана в Уставе округа? И которая заинтересована больше меня, больше нас всех  в том, чтобы сохранить нашиприродные ресурсы. Ни на одних общественных слушаниях «Ясавея» не было. Да, в газете есть объявление, но позвоните, пригласите, неужели трудно? Считайтесь с людьми, на чьей территории вы работаете – ненцами,которые не умеют горло драть.

Словом, общественники решили не поддерживать проект обустройства куста №2 месторождения им. Ю. Россихина, поскольку к нему много замечаний.

После слушаний я подошла к Татьяне Ивашиной, специалисту отдела ЖКХ, энергетики, транспорта и экологии администрации Заполярного района (по образованию она эколог), организовавшей это мероприятие, и попросила её прокомментировать его.

На общественных слушаниях бывают горячие обсуждения, смотря какие материалы предоставлены на ознакомление общественности, — отметила Татьяна Ивашина. — Если они не совсем корректно предоставлены, как в этот раз – у общественности появляются вопросы, на которые они хотят получить ответы… Сегодня я не во всем согласна с главным оппонентом докладчика. Надо было задавать вопросы, относящиеся к данному проекту, а он задаёт вопросы по этому месторождению, но по другим проектам. Тематика другая. Заказчик проектов один – «Лукойл-Коми», но проекты разные, и исполнители проектов разные организации.

По словам Ивашиной, администрация района не занимается контрольно-надзорной деятельностью и не может оценить ущерб от того же невывоза отходов деятельности нефтяников. Этим занимается Росприроднадзор и Департамент строительства, ЖКХ, транспорта и энергетики НАО. Но на слушаниях были только представители заказчика, ООО «Лукойл-Коми».  Кто должен был пригласить на слушания представителей этих ведомств? А «Ясавэя»? Думается, организаторы, то есть г-жа Ивашина.

Не для галочки

На мой взгляд, очень хорошо, когда есть такие неравнодушные люди, как Олег Берестов и Тамара Тоскунина. А для чего тогда проводятся общественные слушания? Для галочки?Для чего создаются общественные советы при различных гос- и муниципальных органах – для проформы? Ведь проблем в сфере охраны окружающей среды в НАО хватает. И отношения нефтяников и оленеводов отнюдь небезоблачны.

Лариса Торопова

Фото автора