ЭХ! ДОРОГИ… ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГУБЕРНАТОРУ НАО ФЁДОРОВУ И.Г.

1340

 

 

Губернатору Ненецкого

автономного округа

Фёдорову И.Г.

 

Уважаемый Игорь Геннадьевич!

 

На сайте Администрации НАО 21 мая 2013 года в Новостях была размещена информация: Ремонты дорог и дворовых территорий.

На сегодняшний день на территории Ненецкого автономного округа зарегистрировано свыше 17 448 автомобилей (сообщается на сайте Администрации НАО).Основная часть транспорта эксплуатируется на территории города Нарьян-Мара и поселка Искателей. На отдельных участках улиц интенсивность движения транспорта составляет свыше 5000 автомобилей в сутки, а при начале строительства автомобильной дороги Нарьян-Мар – Тельвиска, интенсивность возросла до 7000 автомобилей в сутки. Высокая интенсивность движения приводит к быстрому износу дорожного полотна, поэтому ежегодно дороги ремонтируются. Так сообщалось на сайте Администрации НАО (http://www.adm-nao.ru/?show=news&id=9089).

Мы по этим показателям в России, конечно же, не первые. Есть регионы и более серьезные, чем НАО. Например, поток автотранспортных средств вырос многократно, превратив автомагистраль «Дон» в одну из самых напряженных в Российской Федерации по плотности движения. Интенсивность движения транспорта на ней достигла на отдельных ее участках более 30 000 автомобилей в сутки (http://www.transportrussia.ru/avtomobilnye-dorogi/prazdniki-prohodyat-dorogi-ostayutsya.html).

По логике окружной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движенияНАО, автомагистраль «Дон» надо ремонтировать один раз в два месяца… Когда же по ней тогда ездить водителям? Не могу согласиться с выводом этой комиссии. Мои аргументы см. ниже.

Для начала некоторое отступление в виде справки. На сайте Администрации НАО (http://www.adm-nao.ru/?show=statics&id=74) указывается, что в НАО протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 229 км, из которых федеральных дорог – 4 км (1,7%), территориальных – 225 км (98,3%). Протяженность дорог с твердым покрытием – 179 км (76,7%). Дороги из песчано-гравийной смеси тоже считаются с твердым покрытием (прим. А.В.). Далее там говорится, что перспективы развития автомобильного транспорта связаны с завершением строительства дороги Нарьян-Мар – Усинск. Она свяжет центры добычи углеводородного сырья с окружным центром, а также округ получит возможность наземного транспортного выхода в Республику Коми и общероссийскую транспортную систему. Не думаю, что перспективы развития автомобильного транспорта связаны с завершением строительства дороги Нарьян-Мар – Усинск. Главная проблема в том, что на уже имеющемся транспорте скоро негде будет ездить. Нет дорожной сети внутри округа. Хотя бы с крупными населенными пунктами. Имеющаяся дорога на Красное оставляет желание быть лучше.

Как отмечается в Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного Федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. N 2074-р, в Ненецком автономном округе из всей протяженности дорог регионального значения более 90 процентов дорог не соответствуют нормативным требованиям. Такое же положение и в Архангельской и Вологодской областях. («Собрание законодательства РФ», 19.12.2011, N 51, ст. 7542). И это постановление было подписано Председателем Правительства Российской Федерации В.В.ПУТИНЫМ. Позволю себе сделать ремарку, что федеральная дорога из Морского порта в Нарьян-Маре до Аэропорта это тоже не люкс…Выше сказанное подтверждает, что если сравнить площадь округа и количество имеющихся дорог, то ясно видно, что у нас их просто нет.

Переходим к технической части этого вопроса. Автомобильными дорогами называют дороги, построенные в соответствии с установленными техническими правилами и требованиями, исходя из обеспечения непрерывности, удобства и безопасности движения транспортных средств. Одним из основных элементов автомобильной дороги является земляное полотно.

Именно в соответствии с установленными техническими правилами и требованиями, исходя из обеспечения непрерывности, удобства и безопасности движения транспортных средств. Пока для нас в НАО технические правила и требования являются самыми трудными препятствиями.

Что касается земляного полотна, то его устройство занимает особое место при строительстве дорог. В зависимости от категории дорог (а, их пять) может выполняться до 22-х операций при устройстве земляного полотна (пробивка, зарезание, перемещение, отвал, перекрытие грунта). Эти операции, повторяясь, и сменяя друг – друга чередуются, и в результате получается нормальное земляное полотно. Перекрытие грунта — это самая важная операция при устройстве земляного полотна. Оно позволяет произвести дополнительное уплотнение и обеспечивает правильный, симметрично выпуклый профиль, не дающий впоследствии просадки у оси дороги.

У нас же, в НАО, строительство дорог иногда сводится к работе одного бульдозера по срезке почвенного слоя (правда не всегда), «сваливанию» деревьев и срезке кустарника по трассе, да работе десятка самосвалов, которые возят грунт. Вот и все операции. Посмотрите, как это сделано в районе метеостанции в Нарьян-Маре. Это будет дорога на Тельвиску. Там вместо симметричного выпуклого профиля: бугры, да ямы. Не стоит надеяться, что это все можно будет спланировать. Даже после планировки, где были ямы, то там они и появятся через несколько лет.

Движемся дальше по нашей теме. Надо учитывать и свойства грунта основания. Еще в XVIII веке предпринимались попытки точного учета свойств грунтов в строительстве. Это отмечал М. В. Ломоносов в написанном в 1757—1759 гг. трактате «О слоях земных», указывая, что «строитель внимает твердости земли во рвах для основания». Он классифицировал грунты по составу и свойствам, деля их на чернозем, «глину разных родов», «сродной глинам ил или тину». Учитывалась крупность грунтовых частиц — «из воды отделяющиеся земляные иловатые частицы», пески, «которые в рассуждения величины зерен разнятся бесконечное, хрящ и бечевник—« превосходящие крупностью с горох камешки».

Мы, зачастую же, отсыпаем из того, что имеем под рукой и отсыпаем, на то же основание что осталось от природы, и при этом надеемся на длительную эксплуатацию дорог!!!

Возвращаясь к вердикту комиссии, что единственно высокая интенсивность движения приводит к быстрому износу дорожного полотна, поэтому ежегодно дороги ремонтируются.Не могу с этим согласиться. Не только высокая интенсивность движения влияет на износ дорожного полотна, но и технология производства работ. Начиная с устройства земляного полотна. Не упоминаю уже о квалификации специалистов.

Кто может доказать, что дороги о которых комиссия говорит, выполнялись с соблюдением технологии при устройстве земляного полотна и о наличии опыта у специалистов, не только в содержании федеральной дороги от Морского порта до Аэропорта (4 км).

Следующей частью наших дорог является щебеночный слой. Как правило, его укладывают из щебня (гравия) одной фракции. Например, 40-70мм. Потом его уплотняют или делают вид, что уплотняют.

Нормативные показатели плотности и жесткости щебеночных слоев могут быть обеспечены лишь при достижении оптимального зернового состава в результате измельчения зерен в процессе укатки, достичь этого из одной фракции крупного щебня затруднительно, а проще, невозможно.

За примером далеко ходить не надо. Заодно попутно выясним и результаты одного аукциона, заказчиком которого была поселковая администрация.

В 2012 году глава МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» А.Г.Кривоногов утвердил документацию об открытом аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по асфальтированию междворовой территории поселка от ул. Губкина до ул. Ардалина, (http://www.roseltorg.ru). Начальная (максимальная) цена контракта была установлена в сумме 2 755 639 руб. 00 коп.Срок выполнения работ: в течение 15 календарных дней с момента заключения муниципального контракта. Проведение аукциона было назначено на «10» сентября 2012 года. Отсюда следует, что работы должны быть выполнены в 2012 году. В приложении к техническому заданию имеется ведомость объемов работ, состоящая из 4-х позиций:

 

1.Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка. Можно подумать, что его сюда кто-то подвозил. Наоборот была сделана срезка, так как устройство корыта не производилось.

2.Устройство оснований толщиной 25 см (!!!) из щебня фракции 40-70 мм на площади 1122 м2. Как раз мы сейчас и обсуждаем применение однофракционного щебня.

3.Розлив вяжущих материалов. Вяжущих материалов там никто пока не разливал. С октября 2012 г. по настоящее время щебень заметается только песком. Очевидно, по — мнению Заказчика и Подрядчика при такой технологии адгезия щебня и асфальта будет лучше. Я, конечно, в этом сомневаюсь.

4.Устройство покрытия толщиной 6 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа АБВ площадью 1020 м2. Асфальта, правда, тоже нет. Когда будут его укладывать, и кто это будет делать, тоже неизвестно.

Состоялся ли этот аукцион или нет, мне неизвестно но, то, что отсыпку из щебня сделали в прошлом году — это точно. Из окон моей квартиры это хорошо видно. Да и походы в магазин через эту полосу препятствий это подтверждают.

Так вот опроцессе укатки из одной фракции крупного щебня (40-70). Так как еще не положили асфальт, то осенью 2012 года и весной 2013 года мне приходилось и приходится сейчас ходить в магазин именно по этому щебню. Он просто «дышит». При выезде на автомобиле с этой «междворовой» дороги на ул. Губкина приходится иногда буксовать. А если бы щебеночный слой был 2-х фракционным (20мм-70мм), то даже без асфальтового покрытия по нему было бы удобней и ездить и ходить! Да и после укладки асфальта (надеюсь, что это когда-то будет) такая дорога будет долго эксплуатироваться без ежегодных ремонтов.

К слову следует добавить, что бордюров у этой дороги нет, тротуаров нет. Это не просто междворовая дорога. Там будет двигаться автотранспорт, и будут ходить пешеходы, в том числе и дети. Дети еще будут кататься на велосипедах по проезжей части этой дороги, как это принято в п. Искателей. Автомобилисты, в свою очередь, будут двигаться очень интенсивно. Как положено на все 100 процентов и км/час! По-другому они не умеют. Основная часть транспорта, как правильно отмечено на сайте, эксплуатируется на территории города Нарьян-Мара и поселка Искателей. Ведь у нас (в НАО) 17 448 единиц автомобилей (415 автомобилей на 1000 человек). В СЗФО ни один регион таким показателем не может сравниться с НАО. Тогда нам нужны нормальные дороги, а не какие-то «междворовые». Думаю, что за 2 700 000 рублей можно было построить на этом участке нормальную дорогу. Ее длина меньше 200 метров. Несложно просчитать стоимость щебня 280м3 х 3000 руб.=841 500. Материалы, как правило, составляют около 60% от общей стоимости. Есть что проверить по этой «междворовой» дороге. При таких расценках, сколько же будет тогда стоить дорога до Усинска?

Прошу рассмотреть мое обращение. С быстрым ответом не настаиваю, так как уезжаю в отпуск. Для меня будет более приятным, если что-то будет учтено при окончании строительства дороги на Тельвиску.

Еще не поздно обратить внимание на дорожные работы и благоустройство в районе Аэропорта. Особенно на качество уплотнения грунта основания и щебеночного слоя. Не лишним будет проверить качество применяемого щебня. На внешний вид он не очень похож на гранитный щебень. Соответственно его прочность и морозостойкость могут быть под сомнением и не соответствовать тем самым техническим правилам и требованиям, о которых я писал выше. Часто более дешевый материал в итоге обходится дороже. Лучшим вариантом проверки будет не проверка наличия паспорта на щебень, а заключение независимой строительной лаборатории на основе отобранных образцов.

Интенсивность движения автотранспорта в районе Аэропорта, наверное, будет высокой и не сравнится с движением по дороге от Лаявожской трассы до туристического центра (там применен тоже такой щебень). Чтобы потом очередная окружная комиссия по безопасности дорожного движения не обосновывала ежегодный ремонт дорожного покрытия в районе Аэропорта высокой интенсивностью движения транспортных средств. Эта интенсивность должна быть предусмотрена в проекте и выполнена в натуре.

И, само собой разумеется, если установится с Вашей помощью, кто же выиграл этот аукцион в поселке Искателей, и по какой причине не закончил работы в 2012 году. Сумма-то была заложена немалая. Может глава администрации Кривоногов А.Г. с этой организацией уже расторг контракт в судебном порядке, и она уже попала в реестр недобросовестных поставщиков через ФАС России? Или Вы ему в этом поможете… За ранее благодарен.

 

С уважением,

Александр Васильевич Гончаров

24.05.2013г.

166700, НАО, п. Искателей, ул. Ардалина,9, кв.56

+7 911 687 11 56

Ваш вопрос отправлен на рассмотрение

От кого:

inbox@adm-nao.ru

Кому:

avgnao@mail.ru

Сегодня, 12:48

 

Ваш вопрос отправлен на рассмотрение! Ждите ответа…

Дата и время обращения:2013-05-24 12:49:39
Номер вопроса: ВП-1322