РЕФОРМА ГАЙДАРОВСКОГО ТИПА, ИЛИ ПОДГОН ЗАДАЧКИ ПОД ОТВЕТ

896
Итак, маски сорваны. Собрание депутатов приняло изменения в несколько десятков норм законодательства, регулирующих предоставление мер социальной поддержки. Против этих законопроектов голосовали только представители КПРФ.

Что у нас отбирают?

Перечислить все принятые антисоциальные поправки нам не удастся – их, повторимся, десятки. Тем более что ряд из них утверждены в окончательном чтении, а некоторые – только в первом, а, значит, в итоговом варианте могут еще больше ужесточиться. Остановимся на ключевых.

Первое. Проезд в автобусах для детей, студентов и пенсионеров становится платным. Дети и студенты будут платить половину тарифа, пенсионеры – 20%. Мера объясняется необходимостью сократить убытки Нарьян-Марского АТП.

Второе.Бюджетники лишатся доплаты к пособию по временной нетрудоспособности. Сейчас окружной бюджет компенсирует бюджетнику, вышедшему на больничный, разницу между размером пособия Фонда социального страхованияи средней зарплатой. Теперь планируется, что эта доплата будет распространяться только на самые короткие больничные – до 5 рабочих дней (или до 30 календарных дней, если человека кладут на операцию).

Третье. Путёвки «мать и дитя» останутся бесплатными лишь для детей от 4 до 9 лет и только для детей, имеющих третью группу здоровья. При этом в законе ничего не сказано о гарантиях семьям, где ребёнок имеет четвертую или пятую, т.е. самые тяжёлые группы здоровья. Что касается детей 10-15 лет, то бесплатной путёвкой будет обеспечиваться только сам ребёнок, без родителя. Власти намерены вывозить таких ребятишек на отдых организованными группами под присмотром воспитателя.

Четвертое. Многодетные семьи лишаются единовременной выплаты в 50 тысяч рублей при рождении третьего ребенка. Теперь эта выплата будет назначаться при рождении только четвертого ребенка. Кроме того, если размер среднедушевого дохода в семье превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума, выплата осуществляться не будет.

Пятое. Неработающие инвалиды сохранят право на оплату раз в два года стоимости проезда к месту отдыха и обратно только если среднедушевой доход их семей не превышает 1,5-кратного размера прожиточного минимума.

Шестое. Радикально меняются критерии для присвоения звания «Ветеран труда НАО». Сейчас оно присваивается лицам, имеющим трудовой стаж на территории Ненецкого округа не менее 30 лет для женщин и не менее 35 лет для мужчин. Теперь для получения звания при таком стаже необходимо будет иметь другие заслуги – нужно быть удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или России, либо иметь медаль или почетную грамоту НАО и т.п. Если же таких дополнительных заслуг нет, стаж для присвоения звания повышается до 35 лет для женщин и до 40 лет для мужчин.

Тем же, кто уже заработал звание ветерана труда или ветерана труда НАО, тоже не повезет: размер ежегодной выплаты, приуроченной ко дню образования Ненецкого округа, снижен с 10 тысяч до 5 тысяч рублей.

Где же адресность?

Власти НАО, внося эти законопроекты, постоянно говорят, что они направлены на реализацию таких принципов социальной поддержки, как адресность и нуждаемость. Давайте же поищем эту адресность.

Возьмем отмену бесплатного проезда в автобусах для детей и пенсионеров. В этом году окружной бюджет «вливает» в Нарьян-Марское АТП 120 млн рублей. Еще порядка 10 млн рублей предприятие получило за счет увеличения тарифов. Они за последний год были повышены дважды – с 1 ноября и с 11 апреля. В результате стоимость проезда в Нарьян-Маре выросла с 21 до 30 рублей, а между городом и пос.Искателей – с 32 до 40 рублей. Вы знаете какой-нибудь другой регион страны, где проезд в транспорте меньше чем за год подорожал бы на 43%? Мы – нет. И, если АТП при такой поддержке государства продолжает генерировать убытки, значит, дело, наверное, не в бесплатном проезде детей и пенсионеров. И адресность с нуждаемостью здесь ни при чем – необходимо изучение генетической предрасположенности АТП к огромным убыткам даже в условиях роста господдержки, а, проще говоря, аудит предприятия.

Давайте возьмем другой пример – резкое сокращение числа бесплатных путевок «мать и дитя». Заместить губернатора, глава департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения НАО Нинель Семяшкина разъяснила, что стоимость одной путевки «мать и дитя» составляет сейчас в среднем 110 тысяч рублей, а одного ребёнка без родителя – 24 тысячи рублей. Следовательно, говорит она, за одну и ту же сумму можно отправить на отдых либо одну маму с ребёнком, либо четверых-пятерых ребят в составе организованной группы.

Арифметика, которую приводит вице-губернатор, надо сказать, странная. Почему вдруг расходы на маму оказываются выше, чем на ребёнка, в 3,5 раза? Тем более что дети от 10 лет, в отличие от мам и пап, имеют, к примеру, 50-процентную скидку на проезд в железнодорожном транспорте. Такое вольное жонглирование цифрами напоминает подгонку задачки под ответ.

Непонятно также, как будет происходить комплектование организованных групп. Ведь, если создается такая группа, значит, она едет в какой-то конкретный санаторий. А заболевания у северных детишек, как известно, самые разные. Или, может быть, в стране появились «универсальные» детские санатории – от всех болезней сразу? Вряд ли. В чем же тогда адресность? Если называть вещи своими именами, предложения администрации называются с точностью до наоборот – уравниловкой и формализмом в вопросах оздоровления детей, живущих за Полярным кругом.

И третий пример – отмена выплат в 50 тысяч рублей при рождении в семье третьего ребенка. «При рождении третьего ребенка семья получает право на материнский капитал, а он значительно выше 50 тысяч рублей», – пояснила депутатам Нинель Семяшкина. Правда, она «забыла», что материнский капитал наличными при рождении ребенка не выдается и потому является во многом «виртуальным», тогда как покупать коляску и пеленки семье нужно здесь и сейчас.Собственно, именно на это – на оперативную помощь многодетным – и была нацелена данная мера соцподдержки, и она, в отличие от сегодняшних законопроектов, как раз и отвечала принципам адресности и нуждаемости.

Кроме того, отказ администрации от выплат при рождении третьего ребенка девальвирует само понятие «многодетная семья», ведь таковой она становится именно при рождении третьего малыша, а не четвертого. Ну а о том, что вводить такие меры в официально объявленный в НАО Год ребенка как минимум неприлично, даже и говорить излишне.

Какова цена вопроса?

Конечно, самое интересное во всей этой истории – сколько же удастся сэкономить властям на стариках и детях? Ответа на этот вопрос нет. Все без исключения законопроекты внесены в Собрание депутатов без финансово-экономического обоснования, расчеты не приложены ни к одному из документов. Это, кстати, на заседаниях профильных комиссий вызывало недоумение не только у коммунистов, но и у представителей партии власти. Выяснилось, что в администрации не могут посчитать ни число пенсионеров и детей, пользующихся автобусами, ни число семей, где рождается третий ребенок, ни количество неработающих инвалидов, в семье которых среднедушевой доход превышает полтора прожиточных минимума, ни суммы, идущие бюджетникам на доплаты к больничному.

Есть лишь экспертные оценки: предложенное сокращение льгот сэкономит для бюджета следующего года от 200 до 500 миллионов рублей. Много это или мало?

Понятно, что в условиях двукратного падения цен на нефть окружной бюджет, на 98% формируемый поступлениями от нефтяной отрасли, будет напряженным. Спорить с этим бессмысленно. Но найдены ли все внутренние резервы казны, чтобы переходить к самым непопулярным мерам – отъему льгот у наиболее нуждающихся слоев?

По данным Росстата, на 1 января в окружных органах исполнительной власти (без учета федеральных и муниципальных чиновников) работало 459 человек, на 1 июля – уже 485. Их средняя зарплата подросла до 134 тысяч рублей (это второй показатель в стране после Ямала), или почти на 4% за год, хотя официальных решений об индексации зарплат чиновников не принималось.К слову, нефтяники, которые, в отличие от чиновников производят реальный, а не мнимый продукт и наполняют окружную казну, зарабатывают в НАО гораздо меньше – в среднем 92,4 тысячи рублей. Так, может, резерв поискать тут?

Или отказаться от строительства второго здания администрации на пересечении ул. Победы и Смидовича? Не далее как 18 сентября «Центрстройзаказчик» заключил с петербургским ООО «Архитектурная мастерская Цыцина» контракт на проектно-изыскательские работы для строительства нового дворца для чиновников. Цена контракта – 16,8 миллионов рублей. Сколько же сотен и сотен миллионов уйдет на саму стройку, можно только догадываться.

Сокращая помощь малоимущим, окружные власти частенько ссылаются на федеральные: мол, такова установка из Москвы, и мы обязаны подчиниться. Это тоже лукавство, тоже подгонка задачки под ответ. Президент и правительство, наоборот, говорят о сохранении социальной стабильности как о главном приоритете бюджетной политики. И это не просто слова: ни одного решения, затрагивающего интересы малообеспеченных слоев, при подготовке федерального бюджета-2016, не принято.

Все, что происходит сейчас в Ненецком округе, очень напоминает реформу гайдаровского типа – лишить малообеспеченных любой господдержки, и пусть выживают как могут. Глава фракции КПРФ в Собрании депутатов Александр Саблин, выступая на профильных комиссиях, комитете и на сессии, напомнил коллегам, что законы о социальной поддержке, которые приняты депутатами предыдущих созывов и в которые предлагается вносить изменения, были направлены на то, чтобы защищать людей. «Да, действительно, округ сегодня находится в непростом экономическом положении, действительно необходимо изыскивать средства, используя внутренние резервы. Но мы почему-то рассматриваем экономический кризис как кризис бюджета. А разве в семьях, особенно малообеспеченных, кризиса нет? Все-таки главная наша задача – это такая оптимизация жизни в округе, которая была бы оптимальной для всех. И решать проблемы бюджета за счет самых уязвимых слоев наших людей недопустимо», – подчеркивал Александр Иванович.

К сожалению, не услышали. Но зато хоть маски сорваны…