ЭТОТ БЮДЖЕТ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРИНЯТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ
Выступление Г.А. Зюганова на пленарном заседании Государственной Думы 13 ноября 2015 года.
Уважаемые коллеги!
Выступая на открытии осенней сессии от имени нашей партии и фракции, я предложил программу вывода страны из кризиса и обосновал необходимость формирования качественно иного бюджета. Мы полагали, что обсудим эти предложения вместе с другими фракциями. Но «Единая Россия» как всегда отмолчалась, ушла от серьёзных обсуждений.
Можно было принять хотя бы два наших предложения: о прогрессивной шкале налога на самых богатых и о введении госмонополии на спиртоводочную промышленность. Тогда бюджет составлял бы не 16, а 22 триллиона рублей. По сути, мы предлагали бюджет развития. Но в Государственную Думу внесен документ, который отбрасывает нашу страну в «лихие 90-е». Это бюджет деградации, обнищания и разрушения.
Принципы формирования такого бюджета примитивны, и, по существу, колониальны: продаем сырье, взвинчиваем цены и обираем граждан. А когда средств от продажи сырья и роста цен не хватает, то обкладываются данью все: дети, женщины, старики, ветераны, студенты. Хорошо себя чувствуют только богачи. Бедные же становятся еще беднее. Вот по этому принципу и сформирован бюджет!
Нам предлагают прожить еще не один год, а минимум три в условиях обостряющегося кризиса. Мы не доверяли и не доверяем такой политике. Мы не доверяли и не доверяем этому курсу. Мы считаем, что правительство не справляется с проблемами, накопившимися в стране. Оно не имеет стратегии вывода России из кризиса. Проект бюджета в лучшем случае надо отправить на доработку в соответствии со статьей 204 Бюджетного кодекса. Но мы не верим, что правительство справится с переработкой главного финансового документа. Поэтому необходимо сформировать профессиональное правительство народного доверия.
Назову десять конкретных причин, почему категорически нельзя принимать такой бюджет.
Первое. Бюджет подрывает единство страны, стабильность в обществе.
В нашей стране 10% богатых уже владеют 87% национального богатства. Такого положения нет ни в странах Африки, ни в Латинской Америке. Даже в США этот показатель на 11% меньше. Новый бюджет, по сути, еще больше усиливает этот раскол.
Второе. Этот бюджет не учитывает нарастающие риски и опасности.
Президент Путин, выступая на сессии Генассамблеи ООН, посвященной ее 70-летию, заявил с высокой трибуны, что американцы пытаются взять нас в клещи. Ими подготовлены Трансатлантическое и Транстихоокеанское соглашения. Первое выдавливает нас из Европы, а второе мешает двигаться в Азию. Хочу напомнить, что торговый оборот между Россией и Европой составляет в год примерно 450 миллиардов долларов, а с Америкой – меньше 30 миллиардов. Если задуманное в Вашингтоне будет выполняться, у нас бюджет разваливается полностью.
Третье. Этот бюджет плодит бедность, нищету и безработицу.
У нас уже сегодня полстраны живет на 10-15 тысяч рублей в месяц. А теперь учтите, что эти деньги за последний год обесценились вдвое. В результате, миллионы людей влачат нищенское существование, а пенсионеры просто бедствуют. Этот бюджет перечеркивает майские указы Президента и резко ухудшает социальное положение граждан.
Четвертое. Бюджет усиливает эксплуатацию трудящихся.
В бюджете запланировано, что прибыль прибыльных организаций увеличится на 970 миллиардов рублей. А фонд оплаты труда сократится на 517 миллиардов. Это означает усиление эксплуатации всех, кто трудится.
Пятое. Нам предлагается бюджет не социального, а криминально-олигархического государства. Он по сути своей антиконституционен.
Бюджет отличается редким цинизмом и бессовестностью. Вдумайтесь: страна продает сырья примерно на 20 триллионов рублей в год! Это нефть, газ, древесина, металлы – то, что составляет национальное достояние. А в бюджет опять попадает лишь около 8 триллионов. 12 триллионов рублей – это та дань, которую страна платит российской олигархии и ее зарубежным покровителям.
Те, кто готовил этот бюджет, не вспомнили даже о детях войны, хотя закон готов, мы его несколько раз вносили. Чтобы поддержать людей, у которых Гитлер отнял детство, а нынешняя жизнь отнимает достойную старость, нужно всего 140 миллиардов рублей. В течении года для банкиров нашли 2 триллиона, а для детей войны в этом бюджете опять ничего нет.
И самое поразительное: в бюджете из ста рублей расходов – на здравоохранение запланировано всего три рубля, а на образование – три рубля шестьдесят копеек. Это при том, что за год закрылось более 500 школ и 14,5 тысяч населённых пунктов остались без медицинской помощи.
В бюджете нет денег на капитальный ремонт – его сваливают на плечи граждан, в том числе пожилых. Это должно быть отменено немедленно. Нет денег на жилье для сирот, двести тысяч которых влачат жалкое существование. Нет денег на индексацию материнского капитала. И нет нужных средств на летний оздоровительный отдых для детей. Все это хотят свалить на нищие бюджеты регионов.
Шестое. Внесённый бюджет перечеркивает и модернизацию, и импортозамещение.
Резко сокращаются расходы на электронику и радиотехнику, без чего у страны не может быть безопасности. Существенно поджимают чуть ожившую авиационную промышленность. Этот бюджет не дает нам возможности вступить в четвертую промышленную революцию. Следовательно, Россию оставляют без будущего.
Наука оказывается полностью обескровленной. Не случайно Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям отказался поддержать такой бюджет.
Под разговоры об импортозамещении продолжает нищать село, закредитованное на 2 триллиона рублей. А в условиях санкций агропромышленному комплексу надо уделять первостепенное внимание.
Седьмое. Бюджет продолжает распродажу народного имущества. Это бюджет банковского паралича и долгостроя.
В Орловской области есть три государственных сельхозпредприятия. Несмотря на то, что Медведев одобрил нашу просьбу о передаче их в областную собственность, тем не менее, господин Шувалов решил распродавать и эти предприятия. Хотя пример народных предприятий И.Казанкова, П.Грудинина и И.Богачева показывает, что даже в кризисных условиях они обладают высокой устойчивостью, показывают лучшие результаты и успешно работают.
Банковские кредиты составляют всего 6,6% от общего объема инвестиций в развитие страны, т.е. банки фактически не участвуют в этой работе. В целом объем инвестиций в бюджете снижается на 1,2 триллиона рублей, тогда как же обновлять основные фонды, которые изношены на 50-60%.
В стране 9 тысяч объектов незавершенного строительства. На 1 октября 2015 года из них ввели в строй только 20, что составляет всего 3%. Здесь омертвлено около 2 триллионов рублей. Более того, на следующий год запланировано начать строительство еще 360 объектов, на многие из которых даже нет нормативной документации.
Восьмое. Этот бюджет плодит сепаратизм.
Всего 9 регионов на сегодняшний день являются донорами. Вместо разделения средств между центром и регионами в пропорции 50 на 50, как того требует Бюджетный кодекс, 60% средств перекачивают на федеральный уровень. Не хотят поддерживать даже Сибирь и Дальний Восток. На программу развития Дальнего Востока выделено лишь около 60% от потребности. Это резко снижает наши возможности в энергично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Долг российских регионов вырастет еще на 400 миллиардов и составит 2,6 триллиона рублей. При этом на них перекладываются почти все социальные обязательства.
Девятое. Этот бюджет еще дальше загоняет страну в долговую яму.
Только для обслуживания долга потребуется 645,8 миллиарда рублей. Это больше, чем выделяется на образование, здравоохранение или ЖКХ. То есть, обслуживание долга фактически превращается в самую крупную статью бюджета.
Видимо, испугавшись возникших проблем, правительство срочно создает новую заначку в 1,2 триллиона рублей. Эти средства не расписаны в бюджете и могут расходоваться бесконтрольно. По сути дела, правительственные резервы увеличены в 7 раз.
Десятое. Такого рода бюджет не только ухудшает жизнь граждан, но и осложняет международное положение страны.
Сегодня мы много говорим о государственном патриотизме, о том, что страна должна быть сильной, влиятельной и авторитетной. Но без мощной экономики, современной науки, качественного образования и здравоохранения невозможно быть сильными и успешными. Поэтому проект бюджета требует капитальной переработки и не может быть принят Государственной Думой.