ДЛЯ КОГО ТРУД — РАДОСТЬ, ДЛЯ ТОГО ЖИЗНЬ — СЧАСТЬЕ

646
Сборник пословиц и поговорок – один из самых простых способов понять характер народа. В русских словарях народной мудрости самое большое количество крылатых выражений связано с трудом и работой. С давних времен на Руси труд был в почете. С малых лет детей приучали работать и помогать старшим. В советской школе была создана целая система трудового воспитания. Но новая Россия не захотела перенять полезный опыт Советского Союза, и сегодня доходит до абсурда: учитель не имеет права попросить ученика намочить губку и стереть с доски. О трудовом воспитании детей наш разговор с депутатом окружного Собрания от КПРФ Александром Саблиным.

 

— Александр Иванович, как вы считает, с какого возраста детей нужно приучать к труду?

— Я считаю, что труд – это и есть сама жизнь. Мы всю жизнь работаем. И, конечно, родителям нужно приучать ребенка к тому, что у него есть определенные обязанности по дому, с малых лет. И ни в коем случае труд не должен быть наказанием, он должен быть нормальной потребностью и удовольствием.

 

— В современной школе детей фактически лишили возможности заниматься общественно полезным трудом. Как вы думаете, почему?

— Безобразие. Совершенно точно – это не дальновидная политика государства. В советской школе ученики сами мыли классы, парты, дежурили в столовой, озеленяли пришкольные участки. И это была не просто помощь старшим, а настоящее воспитание. Никому в голову не приходило сломать в школьном дворе тобой же посаженное дерево или выломать забор, который ты вместе с одноклассниками красил. Современная Россия, к сожалению, отказалась от многих полезных вещей, которые были в Советском Союзе. Правда, в последние годы все-таки начало приходить понимание, что отказываться от опыта, который приносил положительные результаты, только из-за того, что он советский, глупо и опасно. Я в частности имею в виду трудоустройство подростков на лето. И посмотрите, какие результаты: детей, которые хотят летом подработать гораздо больше, чем рабочих мест. В этом году больше 500 ребят подали заявки в Центр занятости, чтобы летом трудиться, а рабочих мест всего около 400. Центру занятости нужно активнее привлекать работодателей и не только крупные бюджетные организации, например, «Чистый город», но и малый, и средний бизнес. Это похвально, что школьники вместо дивана и компьютера выбирают работу.

 

— Александр Иванович, а где вам пришлось поработать в школьные годы?

— Нас, учащихся Нарьян-Марской средней школы, начиная с младших классов, постоянно приучали к трудовым навыкам по различным направлениям. Во дворе школы, где сейчас находится универмаг, был обустроен земельный участок, на котором выращивались различные сельскохозяйственные культуры, в том числе в теплицах. Мы уже тогда знали, как произрастают помидоры, огурцы, картофель, капуста, а так же многие виды цветов и учились ухаживать за ними, производить подкормку, полив. Помнится, как нас — школьников привлекали к работам на полях сельскохозяйственной опытной станции, которые располагались на большой территории на месте нынешнего жилого массива от улицы Рыбников практически до Кармановской курьи, где выращивался картофель, турнепс, капуста. Мы помогали собирать урожай и, поверьте, это был нелегкий ручной труд, но он закалял нас. Мы понимали, что наш труд полезен, так как вся собранная нами сельскохозяйственная продукция шла на прилавок городских магазинов. Сейчас много говорится о  том, что меньше стало вылавливаться на Печоре и в озерах белой рыбы. Рыбаки отмечают, что одной из причин является то, что заливные озера зарастают кустарником и в них появляется много серой рыбы: щуки, окуня, сороги, которые поедают икру белой рыбы. Это происходило и раньше, но тогда рыбопромысловые хозяйства регулярно занимались очисткой водоемов. К этим работам привлекали и учащихся старших классов. Помню, как нас учащихся девятых-десятых классов забрасывали на такие озера, где мы под присмотром опытных рыбаков неводами вылавливали «сорную», как тогда говорили, рыбу в больших количествах. Мы, городские ребята, тогда уже понимали, что такое нелегкая рыбацкая работа. Кроме того, это тоже яркий пример общественно-полезного труда. Нас тогда приучали и к профессиональной деятельности по различным направлениям. В те годы в нашей школе происходил переход на параллельное к общему среднему образованию, профессиональное обучение. По окончании десяти классов все мы получали какую-то специальность: ребята получали права водителя автомашин, а девчата, например, специальность швеи. Нас, начиная с девятого класса, опытные педагоги-инструкторы учили не только правилам дорожного движения, но знаниям материальной части, сборке и разборке двигателей и ходовой части. Все это мы умели делать своими руками. Поэтому сразу же после окончания школы я смог поступить на работу шофером в Печорский рыбокомбинат.

 

— Действительно, интересные примеры работы для школьников. Пожалуй, опыт по привлечению старшеклассников на работах по очистки водоемов сегодня очень актуален.

— Знаете, я так считаю: найти работу для ребят на лето и сегодня можно, было бы желание и государственный подход.