ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И РЕШЕНИЕ — ТЕКСТ ОДНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

587

Выступление представителя фракции КПРФ на прошедшей сессии окружного Собрания при рассмотрении отчета по проекту бюджета за 2024 год:

«На комиссиях и комитетах перед сессией у нас с вами заходил разговор про остаток средств про 10 миллиардов, примерно на счетах.

Которые мы не успели потратить и они перешли на 2025 г.
🤔 По этому поводу есть полемика про то, является это показателем невысокой эффективности работы Администрации или наоборот.

📢 Объяснения ваши, Сергей Владимирович (докладчик, зам. губернатора НАО(, почему такая ситуация повторяется из года в год мы тоже услышали, и они не лишены логики.
За исключением, конечно, 2 миллиардов остатков на счетах бюджетных организаций. Но, это вопрос эффективности работы руководителей и их кураторов.

✍И так, остаются примерно 8 миллиардов из десяти. Ваши объяснения строятся на том, что мы с вами ТОЧНО НЕ МОЖЕМ ЗНАТЬ о размере дохода от Харьягинского СРП до последнего или предпоследнего квартала и потому, не успеваем их потратить.

❗ Вместе с тем, одно предположение сделать в состоянии относительно точно — о том, ❓ до какого размера сумма условных, в кавычках, «излишков» от Харьяги по годам не может опуститься в принципе. 🔻 Кстати говоря, спасибо за этот информативный слайд в презентации (прилагаю к посту).

Согласно ему даже в трудный постковидный 2021 они никогда не были ниже 7,9 миллиарда рублей. Оставив от 7,9 миллиардов 2 миллиарда на «страховку» от перепадов цен в связи с санкциями, потрясений на нефтяном рынке, индексацию зарплат до МРОТ, и тому подобного, мы находим наше неизвестное, наш ИКС в этом уравнении.

Это примерно 6 миллиардов каждый год, по которым мы с вами, ПРИ НАЛИЧИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ И СОГЛАСОВАННОСТИ ПОЗИЦИЙ МОЖЕМ ПРИНЯТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ, ИМЕННО СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ в интересах выполнения действительно важных задач.

Примером такой ключевой проблемы номер один является демография в НАО.
В принципе, она таковой для всех регионов Арктики, кроме Ямала, падение численности населения из-за переезда в другие регионы.
У нас в НАО за последние 5 лет это падение было на две тысячи.
С 44 до 42 (по данным к проектам бюджетов разных лет).

👍 Принципиальным вариантом ее решения сейчас является пересмотр системы оплаты труда бюджетников, о котором давно говорит наша фракция КПРФ в Собрании депутатов, по настоянию окружного парламента при Администрации была создана комиссия. Комиссия работает без результата, а вернее не работает уже несколько лет подряд.

ТЕ, КТО ОБЩАЕТСЯ В МЕСТНОЙ СРЕДЕ, ЗНАЮТ ЧТО ОСНОВНОЕ КОЛИЧЕСТВО СЕМЕЙ, ЧТО УЕЗЖАЕТ ОТСЮДА, ГОВОРЯТ ОДНУ ФРАЗУ — ЗАРПЛАТЫ СРАВНЯЛИСЬ С «БОЛЬШОЙ ЗЕМЛЕЙ». Другие поводы отъезда — климат, состояние инфраструктуры, цены и т.п. уже вторичны, на мой взгляд.

Это решение не точечное, тактическое, а именно стратегическое.❓В чем его отличие от локальных, которые как правило принимаются в НАО на региональном уровне? Не только по охвату одновременно тысяч людей и семей.
Но и по их положительному эффекту сразу в нескольких направлениях.
✅Можно в данном случае сравнить его с кругами на воде от брошенного камня.

📍- Пересмотрев оклады в рамках нашего лимита, мы создаем условия для удержания людей трудоспособного возраста в регионе в целом и препятствуем снижению рождаемости

📍- Замедляем отток граждан из самого проблемного сегодня сегмента, из села, где сотрудники бюджетных учреждений здравоохранения, культуры, спорта, образования составляют по отдельным поселениям до 40-50 процентов работающих на постоянной основе.

📍- Создав условия для того, чтобы люди отказались от планов переезда, мы будем меньше завозить лишних специалистов, взамен тех, кто уехал, строить для этих приезжих специалистов дополнительное жилье. У местных квартиры и дома, как правило, уже есть.

📍- Кстати, это решение и одновременно, лучшая поддержка местного малого и среднего бизнеса, которую курирует Ваш департамент (докладчик на сессии курирует поддержку бизнеса)
В том плане, что люди меньше будут экономить и больше тратить на товары и услуги, чем сейчас.
Аргументы ЗА можно продолжать, но, это не формат короткого выступления.

В общем, мы влияем на целый список задач, которые обозначены в Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны и Стратегии НАО.

❓А какая иногда бывает у нас альтернатива бездействию?
Когда деньги планово остаются в конце года и возникает соблазн их быстро потратить на что-нибудь, и есть для этого все условия?

🤬Приведу один пример только из 2024 года, когда вместо решения стратегических проблем эти в кавычках свободные деньги тратятся на приобретение двух торговых центров в Нарьян-Маре из металлоконструкции, на реконструкцию которых под социальные объекты нужно будет еще предусмотреть в бюджете десятки миллионов рублей.

❗Вернувшись в начало своего рассуждения я повторю, что в окружном бюджете ежегодно есть константа в размере нескольких миллиардов рублей для принятия такого или подобного ключевого решения.
И депутаты в целом правы в том, что эти деньги не используются должным образом. Спасибо за внимание!» — депутат фракции КПРФ, Михаил Кушнир.

#Ненецкий_автономный_округ #Михаил_Кушнир #КПРФ #КПРФ_НАО