На днях окружные (и не только) телеграм-каналы широко, но всё-таки не полностью, осветили ответ Александра Цыбульского на вопрос депутата-коммуниста Алексея Канюкова о планах объединения Архангельской области и НАО.
Дословно вопрос Алексея Васильевича звучал так:
«В 2020 году руководителями Архангельской области и НАО был подписан меморандум об объединении регионов. Скажите, на текущий момент меморандум имеет силу, он действует?»
Так, каков же в целом ответ Александра Цыбульского, которому, кстати, скоро предстоит переизбираться на должность губернатора АО?
Вот эти слова, что называется, «без купюр»:
«Ну, я думаю, что нет. Актуальность его потерялась.
МОЯ ПОЗИЦИЯ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ. Я сразу Вам об этом говорю. Я ДО СИХ ПОР СЧИТАЮ, ЧТО ЭТО (объединение АО и НАО) БЫЛО ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ. И ЕГО НАДО БЫЛО РЕАЛИЗОВАТЬ.
Но это решение, которое относится к решениям, которые принимают люди. И люди с моим мнением не согласились, насколько я понимаю. И поэтому, собственно говоря, меморандум утратил всякую юридическую силу. Вообще в принципе, как таковой, меморандум не имеет юридической силы. Это просто бумага о намерениях. Но поскольку, раз намерения никто не проявляет, то об этом просто можно забыть и все, точно НА ЭТОМ ЭТАПЕ он уже не актуален.
ХОТЯ, ЕЩЕ РАЗ ПОВТОРЯЮ, Я СЧИТАЮ, ЧТО ЭТО ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ».
Так что, Александр Цыбульский не изменил своего мнения по вопросу объединения и остаётся последовательным сторонником этой идеи.
Ну а окружное отделение КПРФ, коммунисты НАО, были, есть и остаются противниками идеи ликвидации Ненецкого автономного округа. Главная наша задача — Сохранить НАО! Защитить людей!
Примечание от пресс-службы Ненецкого окружкома КПРФ.
Своим ответом Александр Цыбульский невольно вновь запустил процесс обсуждения острой темы взаимоотношений двух регионов. Насколько нам известно, Договор между областью и округом пока действует до 2027 года.
В 2020 году Александр Витальевич пытался реализовать свою идею в должности врио губернатора Поморья, то сейчас его позиция озвучена в статусе действующего руководителя после 4 с лишним лет руководства. Если отложить в сторону его определенные успехи в строительстве инфраструктурных и социальных объектов, то наиболее объективными показателями являются динамика численности населения и состояние государственного долга.
В отношении состояния бюджета приведем мнение депутата областного собрания, руководителя фракции КПРФ регионального парламента, Александра Гревцова (со страницы ВКонтакте реготделения КПРФ): «Государственный долг Архангельской области по состоянию на 1 марта 2025 г. достиг 93,927 млрд руб., следует из данных министерства финансов региона. Это стало рекордным показателем за всю историю. На 1 января 2025 г. госдолг составлял 86,827 млрд руб. Таким образом, только за два месяца он вырос на 7,106 млрд руб., а с 1 января 2024 г. прирост достиг 26,3 млрд руб.
Среди субъектов Северо-Западного федерального округа Поморье является самым закредитованным регионом по размеру долга. Следом идет Санкт-Петербург (госдолг на 1 марта составил 72,916 млрд руб.) и Мурманская область (53,868 млрд руб.).
— Самое печальное в этой ситуации, что «взлёт» госдолга связан с ростом расходов на покрытие кредитов, которые были взяты нынешней властью в прошлые годы. То есть область берёт новые кредиты, чтобы рассчитаться по старым, увеличивая нагрузку на людей. Власть ведёт себя как клиент известной «пирамиды» МММ: покупает новые билеты МММ в надежде, что когда-то разбогатеет и «купит жене сапоги». Однако недалек тот момент, когда регион не сможет рассчитаться по долгам и… последствия в этом случае предсказать сложно. —
В бюджете Архангельской области на 2025 год рост расходов на обслуживание государственного долга заложен в размере почти 11 миллиардов рублей. Это в четыре раза больше, чем расходы в прошлом году. Таким образом, практически весь дефицит областного бюджета складывается именно из-за обслуживания государственного долга. На развитие региона тратятся сущие копейки».
Добавим, что по договору между двумя регионами в прошлом году в бюджет Архангельской области с территории НАО поступило 14 миллиардов рублей налоговых доходов. Что лишь на три миллиарда рублей больше суммы ежегодного обслуживания областных долгов.
Какой является ситуация с демографией в регионе № 29? Ведь по желанию людей жить и работать в субъекте Российской Федерации можно судить о успешности деятельности правительства.
Из открытых данных мы можем проследить эту динамику с 2020 по 2024 годы (с начала работы Александра Цыбульского в должности сначала врио, а затем после избрания, губернатора.
В 2020 году по данным Росстата численность составляла 1 миллион 136 тысяч человек, а уже к 2024 году оно уменьшилось 998 тысяч человек, сократившись за несколько лет на 138 тысяч. Этот печальный результат практически соответствует населению Котласа, Коряжмы, Онеги и Новодвинска вместе взятых.
Таким образом, что может предложить новый-старый кандидат в губернаторы Архангельской области и убежденный сторонник объединения Поморья с НАО жителям региона 83? Совместную деградацию под своим руководством?
При этом, для жителей округа сценарий Александра Витальевича означает массу проблем в плане отсутствия круглогодичного наземного транспортного сообщения с Архангельском. География штука такая же упрямая, как убеждения отдельных политиков. Реки текут с юга на север, и с запада на восток являются практически непреодолимым препятствием для строительства транспортного коридора. В свою очередь, эти же реки не могут служить коридором из области дня снабжения с помощью речного транспорта. Если, конечно, инициаторы упразднения НАО собираются его развивать после вынашиваемого ими «большого решения»…….
И главные вопросы, на который пока так и не ответил ни один из креативных политиков-оптимизаторов статуса НАО. Кто гарантирует жителям округа при реализации таких «идей» сохранение зарплаты и работы, выплату (в случае потери источника дохода) кредитов, и прямой убыток от падения рыночной стоимости, купленной также в кредит, недвижимости.
Завершить хочется следующим. В том же 2020 году Президентом России Владимиром Путиным была утверждена Стратегии развития Арктической зоны, где поставлены задачи по эффективному развитию Ненецкого автономного округа как обособленного субъекта Российской Федерации. Подобные регулярные публичные заявления должностных лиц о личной убежденности в необходимости укрупнения не способствуют сохранению у жителей округа уверенности в завтрашнем дне и нормальному развитию НАО.